100016293_2034492000680069e855362ff8fb4e3cdbaf442175«Спаси, Господи, и помилуй родители моя (имена их), братию и сестры, и сродники моя по плоти, и вся ближния рода моего, и други, и даруй им мирная Твоя и премирная благая» — одна из ежедневных молитв о здравии.

В тех семьях, где с уважением относятся к традициям православия, имеется помянник, особая книжечка, в которую записывают имена живых и умерших и которая подается во время богослужения для поминовения. Помянники хранят около домашних икон. Церковная записка о здравии и о упокоении — разовый помянник и требует к себе такого же уважения. Так как же правильно подавать в храме записки о живых и ушедших?


Своеобразной памяткой этого важного в жизни христианина события может стать проповедь настоятеля Свято-Николаевского храма, протоиерея Евгения ПЕЙКОВА – специально для читателей «Вечерней Макеевки».

Сила молитвы в храме
Церковная записка, подаваемая «О здравии» или «О упокоении», — это сравнительно недавнее явление. Записка, написанная неряшливым, неразборчивым почерком, с множеством имен, свидетельствует о непонимании священной важности и высокого назначения записей имен живых и усопших для их поминовения. Помянники и записки как по своему внешнему виду, так и по употреблению, могут быть названы богослужебными книжками: ведь на них изображают святой крест, они вносятся в алтарь, читаются во время Божественной литургии перед святым престолом.

Диакон (если его нет, то сам священник) в начале службы произносит: «Миром Господу помолимся». Все вместе, миром, с миром в душе. Прошение за прошением приносятся просьбы верующих — о мире, о храме, о священноначалии и всех верующих, о гражданских властях и войске, о хорошей погоде и урожае, о путешествующих, о заключенных и плененных, о сохранении от всякого зла и мирной христианской кончине.
«Молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного», — предписывает всем верующим святой Апостол Иаков в своем соборном послании. И действительно, много может сделать молитва за ближнего своего, сказанная с усердием, со вниманием, от чистого любящего сердца.

Но нет молитвы, которая была бы так сильна, как молитва общественная, церковная, ибо: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них», — говорил Господь. Собираясь вместе в храме, мы «едиными устами, единым сердцем» приносим Богу свои прошения. Прошение за прошением певчие вместе со всем народом взывают: «Господи, помилуй», и сердце каждого верующего наполняется духовной радостью от ощущения близости Того, к Кому обращена эта молитва.

Кого поминать в записках?
Самая главная служба в Церкви — Божественная литургия, на которой совершается величайшее таинство — Евхаристия. Слово «литургия» означает «общее дело», дело нашего спасения, совершаемое Богом, но не без нашего участия, а «Евхаристия» – «благодарение». Мы благодарим Бога за то, что Христос отдал свою жизнь за нас, пролил на кресте бесценную Кровь Свою. Именно на литургии совершается бескровная Жертва Богу о грехах всего рода человеческого, которые искупил Христос. При этом принесенные людьми хлеб и вино предлагаются в Святые Дары от Бога — Тело и Кровь Христовы. Причащаясь Тела и Крови Господних, мы становимся причастными той благодати, которую дает нам Бог, делаемся частью Тела Христова — Церкви.

Однако мы не только можем молиться и причащаться за Божественной литургией, мы можем еще и подать записки с именами наших родственников, живых и усопших. Особенно важно поминать наших усопших родных. В церковном году существуют для этого специальные дни, когда служится заупокойная литургия. На поминание можно писать имена только крещеных православных. За некрещеного родственника можно молиться только в домашних молитвах, потому что они не являются членами Церкви. Важно за таких людей подавать милостыню, творить дела милосердия.

Когда и как подавать?
Церковную записку нужно подавать до начала Божественной литургии или накануне, потому что поминание литургических записок происходит на проскомидии (с греческого — «приношение») — это первая, подготовительная часть литургии, совершается она во время чтения часов перед самой литургией.

На проскомидии священник приготавливает хлеб и вино для совершения литургии, вспоминает все чины святых угодников Божьих и приносит молитву о здравии и об упокоении, называя имена, указанные в церковных записках. А затем вынимает частицу из просфоры (особый хлеб, который состоит из двух частей, что означает два естества Иисуса Христа — Божеское и человеческое). Эти частицы полагаются на дискос — круглое освященное блюдо, рядом с Агнцем (хлебом, приготовленным для причастия), где они находятся всю литургию. В конце литургии священник опускает частицы в Кровь Христову со словами: «Омой, Господи, грехи поминавшихся здесь Кровью Твоею Святою, молитвами Святых Твоих!»

Вынимать частицы из просфор о живых и усопших на литургии разрешается до Херувимской песни.

Тяжко согрешают те, кто на литургии вместо того, чтоб молиться и каяться в своих грехах, стоят и слушают, когда же вслух прочитают их имена.

Если записка подана на литургию либо сорокоуст (поминовение на литургии в течение 40 дней), необходимо помнить, что смысл ее не в прочтении вслух, а в том, что за этих людей совершается бескровная Жертва и кровь Христова омываёт их грехи.

Записки «О здравии» мы также можем подавать на молебны, а «О упокоении» на панихиды.

Необходимо писать имена (не более 10-ти имен) разборчиво, крупным четким почерком, в родительном падеже, не сокращая имени, например, не Саша, а Александра (кого?). Не следует добавлять лишних комментариев к именам: «скорбящий, озлобленный», если человек болен, можно указать перед именем «бол.», чтоб священник особо помолился об исцелении его болезней. Если хотите записать священнослужителей, необходимо указывать их сан.

Как можно чаще…
Понятие «здравие» включает не только здоровье, физическое состояние человека, но и его духовное состояние, материальное благополучие. И если мы молимся о здравии человека, который сделал много зла,

то это не значит, что мы молимся о том, чтобы он и в дальнейшем пребывал в таком же состоянии — нет, мы молим Бога, чтобы он переменил его намерения и внутреннюю неустроенность, сделал так, чтобы наш недоброжелатель или даже враг стал пребывать в гармонии с Богом, с Церковью, с окружающими.

В записку следует записать всех, кому мы желаем здравия, спасения и благоденствия. Слово Божие учит, что каждому необходимо молиться не только за себя, но и за других: «молитесь друг за друга». На этой общей молитве друг за друга и строится Церковь.

Каждый должен молиться о здравии и благополучии своей семьи : «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного».

За своей семьей и родными впишите имена ваших благодетелей. Если они сделали вам добро, то и вы должны желать и молить для них добра и блага у Господа, чтобы не оставаться перед ними в долгу: «отдавайте всякому должное…».

Наконец, если у вас есть недоброжелатель, обидчик, завистник или даже враг, впишите его имя для молитвенного поминовения, по заповеди Господа: «Любите врагов ваших». Молитва за враждующих — великая сила для прекращения вражды и водворения мира. Сам Спаситель молился за врагов. Известно множество случаев, когда один из враждующих вписывал имя своего недоброжелателя в записку о здравии рядом со своим именем — и вражда прекращалась, бывший враг становился доброжелателем.

Как часто следует подавать записки о здравии или об упокоении? Мы всегда, и при жизни, и по смерти, нуждаемся в милости Божией к нам. Поэтому необходимо подавать записки как можно чаще, и обязательно в те дни, которые имеют особое значение: в день рождения, день крещения, день именин как своих, так и членов своей семьи.

Помните, что Господь исполняет наши молитвы по вере нашей, поэтому, когда подаете в храм записки, не оставайтесь безучастными тому богослужению, на котором они поминаются. Помолитесь искренне, и Господь по молитвам Церкви и по вашей вере подаст просимое!

Подготовила Валентина Левыкина.