DSCF0438Чтобы всегда держать руку на пульсе жизни, заграничные психологи советуют где-то раз в 5 лет менять направление деятельности. Мы, «вечерковцы», в этом плане везунчики. Благодаря проекту «Журналист меняет профессию», у нас есть возможность сколько угодно раз перевоплощаться. Нынешнее превращение у меня получилось кардинальным — из гуманитария в технаря, а точнее — в помощника машиниста тепловоза. И для своего рабочего дня в новом амплуа я выбрала погрузочно-транспортное предприятие. Да не простое, а с многолетней и славной историей — ООО «Макеевпромтранс» (директор Сергей Подустов).

О правилах и… розах
Однако началось мое знакомство с железной дорогой вовсе не с поездов, стрелок и переездов, а с… благоухания дивных роз. Да-да, именно цветущий розовый оазис, живописно обрамляющий здание управления «Макеев-промтранса», первым встречает идущих на службу путейцев, задавая их рабочему дню настроение позитива. И я залюбовалась великолепием цариц цветов, почувствовав, что денек меня ждет уж точно незабываемый. И не ошиблась.

В своем кабинете уже ждал заместитель директора по охране труда и безопасности движения ООО «Макеев-промтранс» Геннадий Зушинский. Оказалось, позволив мне на один день виртуально примерить на себя роль помощника машиниста тепловоза, железнодорожники действительно сделали для «вечерковцев» серьезное исключение из правил. Просто представительницам прекрасного пола Закон по охране труда работать на этой должности не позволяет — слишком уж вредные и сложные условия для работы.

DSCF0462Экипаж машины боевой
После обязательного инструктажа и медосмотра Геннадий Викторович ведет меня знакомиться с «железным конем», уже стоящим под парами на втором пути, и его экипажем. Сначала, конечно, расскажу о локомотивной бригаде, в которую мне предстояло влиться. Машинист Сергей Белополец, помощник машиниста Юрий Савченко и составитель поездов Сергей Стратийчук встретили меня, новичка, очень тепло. Хочу заметить, в бригаду меня определили отличную — проверенную временем, опытную и сплоченную, поэтому отправиться в путь в команде таких спецов хотелось как можно скорее.

Подружившись с экипажем, шагаю непосредственно к самой «машине боевой». А она, поверьте, даже без движения производит впечатление грандиозное. То ли еще будет, когда наш тепловоз ТЭМ2УМ задышит жаром! Начальник службы подвижного состава Андрей Кравец подтверждает мои догадки фактами: мощность дизельного двигателя этого великана — 1200 лошадиных сил, весит он порядка 100 тонн. Всего в локомотивном парке «Макеев-промтранса» сегодня имеется 23 тепловоза, а вагонов — больше 270.

«Дресс-код» в рабочем антураже
И вот настало время приступать к своим обязанностям. Скажу сразу, что быстро и бойко, как ребята, запрыгнуть «на борт» локомотива у меня не получилось. Мысля по-девичьи, в свой первый рабочий день я надела платье, а преодолевать ступеньки в таком «дресс-коде» оказалось жутко неудобно. Хорошо хоть шпильки натянуть не додумалась!.. А вот ярко-оранжевая жилетка пришлась мне к лицу!

Усаживаюсь в кресло помощника машиниста, которое располагается в кабине слева. Передо мной — пульт с измерительными приборами, кран вспомогательного тормоза, лежат рация, папка с описанием маршрутов… Прямо по курсу — окно, открывающее отличный обзор на убегающие вдаль рельсы. Именно в таком антураже мне придется провести всю поездку, кропотливо наблюдая за дорогой и работой локомотива, чтобы наш экипаж добрался из пункта «А» в пункт «Б» без происшествий и в срок.

От мыслей, выйдет у меня все это в итоге или нет, отвлекает голос дежурной по станции. Из рации доносится: «Счастливого пути! Вам — зеленый!», и наш тепловоз стартует со станции Мишино.

DSCF0465Больше века  «на колесах»
Позвольте сейчас немного отвлечься и рассказать о станции Мишино, с которой мы держим путь. Раньше она называлась Бузановкой, и именно отсюда в конце XIX века началась история «Макеевпромтранса». Было дело так. Строительство Бузановки в 1881 году затеял помещик и шахтовладелец Иловайский. Графу была необходима железнодорожная ветка до станции Харцызск, обеспечивающая выход на магистраль Харьков-Ростов. Возведение этой ветки было завершено 3 августа 1883 года — эта дата и считается днем основания погрузочно-транспортного предприятия. Именно с этого дня «черное золото», добытое в шахтах «София», «Сергей», «Мария», начали отправлять в Харцызск по новой железной дороге.

Трудно поверить, но тогда в парке предприятия было всего 2 паровоза. С тех пор «Макеевпромтранс» вырос в мощное железнодорожное предприятие, расположенное на территории Донецка, Харцызска и нашего города. Макеевские железнодорожники обслуживают 76 предприятий и организаций. Общая протяженность путей — 217 километров.

На опасном участке — без происшествий
Тем временем наш локомотив держал путь на станцию Фабричную. Скорость — от 10 до 30 километров в час. За окном под размеренный стук колес проплывали пейзажи поселков Калиново, Осипенко, шахты им. Ленина… Сидеть бы да любоваться открывающимися ландшафтами, да не тут-то было! Я же на работе, а значит — никакого тебе релакса. Отвлечься нельзя ни на секунду: нужно свободно ориентироваться по маршруту, держать в поле зрения сигналы светофоров и положение стрелок, слушать сообщения дежурных по станциям и машиниста, сообщать об установленных скоростях движения на отдельных участках пути, следить за колеей, чтобы вовремя заметить человека, безрассудно переходящего ее в неположенном месте, и еще много чего важного… Согласитесь, человек, далекий от специфики этой работы, мог что-то упустить из поля зрения. И я, признаться, была к этому близка. Благо, рядом всегда находились спецы своего дела — моя локомотивная бригада. Они подстраховывали, подбадривали и тактично объясняли, что и как нужно делать правильно.

Впрочем, «мои университеты» в кабине локомотива были только верхушкой огромного айсберга знаний, которыми должен обладать помощник машиниста. Будь я реальным «старпомом», до того, как тронуться в путь, я должна была бы проверить еще и исправность тепловоза, а если неполадки возникли по ходу поездки — уметь их быстро и грамотно устранить.

Понятно, что полноценным работником даже при большом желании я стать бы не смогла. Ведь чтобы освоить специальность помощника машиниста, нужно учиться долго и многому, а потом еще годы и годы практиковаться. Поэтому, наверное, в железнодорожники идут совершенно особенные люди — крепкие, надежные, спокойные, ответственные.

Тем не менее, я старалась быть прилежной ученицей, прислушиваясь ко всем наставлениям локомотивной бригады. И была несказанно рада, когда мы благополучно преодолели, как оказалось, один из самых крутых и опасных участков пути — от станции Фабричной до поселка Калиново. Еще ребята научили меня, гуманитария, немного понимать язык паровозных гудков. Теперь я знаю: три коротких сигнала обозначают остановку, один длинный — движение вперед, два длинных — назад.

С Мишино до Фабричной и обратно мы промчались на одном дыхании. Но шел наш тепловоз налегке, дело другое, когда у него за спиной — нагруженные углем вагоны или же цистерны со сжиженным газом, которых где-то очень ждут…

Да, за один день прочувствовать все тонкости работы помощника машиниста просто невозможно. Однако этого времени вполне достаточно, чтобы уяснить для себя, насколько важное, сложное и ответственное дело выполняют железнодорожники. И что железная дорога — это труд сотен и сотен людей разных специальностей, стараниями которых грузы всегда в целости и сохранности доедут до своих адресатов. Так лети вперед, локомотив «Макеев-промтранса», и пусть рельсы ведут твой коллектив только к успеху.