4K3A9282Театр — волшебная страна чудес и перевоплощений. Мы приходим на спектакли, чтобы смеяться и плакать, грустить и радоваться, за пару часов действия на сцене проживая чью-то трагедию либо любуясь прекрасной историей любви. А как безудержно, по-детски искренне хохочем над комедиями, образы и ирония которых пережили века! Всю эту огромную палитру чувств и радость общения с прекрасным нам дарят талантливые, трудолюбивые, бескомпромиссно преданные своему делу люди — актеры.


Но справедливости ради нужно отметить, что театр — это огромный механизм, каждая деталь которого имеет свое назначение и должна работать исправно и точно. Чтобы спектакль удался на славу, трудится огромное количество людей: режиссеры, художники, музыканты, осветители, звукооператоры, реквизиторы, бутафоры, костюмеры, рабочие сцены.

Все они собрались в минувшее воскресенье в зале макеевского ТЮЗа накануне Всемирного дня театра, чтобы в дружеской, почти семейной обстановке отметить праздник и принять поздравления от гостей.

Со словами приветствия и благодарности за неиссякаемые творчество и талант на сцену поднимались депутат Народного Совета ДНР Владимир Чекун, методист Управления образования администрации Макеевки Лариса Герасимова, педагоги МДОУ №110, председатель правления Благотворительного фонда им. Ханжонкова Владимир Полянский. Много теплых слов о своем театре и замечательных, трудолюбивых, преданных делу людях произнесла директор Донецкого республиканского академического театра юного зрителя Татьяна Репунова. Лучшие из них были награждены Грамотами и Благодарностями Министерства культуры ДНР, отдела культуры администрации города, Донецкого республиканского академического ТЮЗа, благодарственными письмами от фонда им. Ханжонкова.

Был на вечере и еще один повод для поздравлений и красивых слов — трое артистов театра в нынешнем году отметят свои юбилеи. Конечно, в их адрес звучало большинство комплиментов. Творческие подарки именинникам дарили артисты балета ТЮЗа и коллеги по цеху, артисты Донецкого академического театра кукол, солистка Театра цыганской песни Луиза Жемчужная и невероятно талантливые юные артисты из Енакиево. А немногим ранее не менее талантливые юные корреспонденты кружков «Юный журналист» и «ЛинКор», воспитанники городского Дворца детского и юношеского творчества им. В. Джарты, побеседовали с юбилярами.

Нужно отметить, что обе стороны к диалогу подготовились основательно — юные журналисты пришли на встречу с интересными вопросами, а артисты захватили с собой афиши, фотографии и самое ценное, чего не найти ни в каком поисковике, — свои воспоминания.

Итак, поднимаем занавес. На сцене — юбиляры. Встречайте!

1Павел Пичко
В 1970 году Павел Никитович закончил Харьков-ский институт искусств им. И. Котляревского, работал в театрах Львова, Ровно, Элисты, Чимкента, Донецка. С 1982 года — на сцене Донецкого республикан-ского академиче-ского театра юного зрителя. В творческом багаже — роли в спектаклях по пьесам Шекспира, Сологуба, Гольдони, Брехта, Гоголя, Чехова, Островского и многих других авторов. Только на сцене ТЮЗа сыграно более 50-ти ролей.

— Были ли у вас варианты профессии, кроме профессии актера?

— Я и не должен был стать актером, все решил случай. В юности я мечтал стать спортсменом. Но в одиннадцатом классе учительница по украинскому языку попросила меня сыграть комиссара в школьной постановке, заменить заболевшего ученика, и я согласился. Как оказалось, эта роль стала для меня судьбоносной. Спектакль посетила критик Дунаевская, а позже она написала статью, которая называлась «Паша-Болтист». В ней критик хвалила меня как актера, хотя до этого я и не играл нигде! Именно тогда я понял, что хочу связать свою жизнь с этой профессией.

— Какую роль вы мечтали или до сих пор мечтаете сыграть?

— Я никогда не стремился к какой-то определенной роли. Знаете, я всегда полагаюсь на мнение режиссера, ведь именно он направляет и ведет актера в постановке. Если режиссер не видит меня в спектакле, то я не вижу смысла требовать роль. Но есть спектакли, которые я считаю знаменательными для своей карьеры. Например, роль Ясона в спектакле «Медея» – отличная постановка, прекрасная работа режиссера и актеров. Бывает, спектакль нравится из-за персонажа, которого играешь. Так у меня было с ролью президента в постановке «Коварство и любовь». Да, есть такие спектакли, в которых сыграешь, и можно больше вообще не играть.

— Согласны ли вы с утверждением, что гений – это 1% таланта и 99% усердной работы?

— Все наоборот – 1% усердной работы и 99% таланта. На мой взгляд, талант – главное для актера. Можно сколько угодно работать над собой, над своими навыками, но если у вас нет таланта, то вряд ли что-то получится.

— Павел Никитович, какой совет вы можете дать начинающим актерам?

— Наверное, самый главный совет – актера нельзя научить, но он сам может научиться. Нельзя заставить человека сделать что-то, если он сам этого не захочет. Школа для актера обязательна, ведь он не должен останавливаться на каком-то определенном этапе. Мой преподаватель в институте говорил: «Если не можешь понять искусства – иди селедкой торговать». Не надо воспринимать эту фразу буквально, просто если у вас нет таланта к чему-то, то попробуйте себя в другой области.

Любовь Колесник,
Дарья Кравченко.

4K3A9137Вера Кондратенко-Езжалова, Заслуженная артистка Украины
Родилась в апреле 1947 года в Харцызске. В 1969-м закончила Харьковский институт искусств им. И. Котляревского, там же встретила будущего мужа. Вместе уехали работать в Целиноград, а потом в Хабаровск. С 1988 года Вера Кондратенко-Езжалова – артистка Донецкого республиканского академического театра юного зрителя, где сыграла более 40 ролей.

— Вера Васильевна, зачастую родственники будущих актёров противятся выбранной ими профессии. Как повели себя ваши родители?

— Когда родители узнали, что я хочу поступать в театральный, папа сказал: «Это не женское дело». А мама говорила, что если я очень этого хочу, то могу попробовать. И вот я еду поступать в Харьков. Денег мне дали ровно на пять дней, с расчётом на то, что я не поступлю и вернусь. Но я успешно сдавала экзамены, и жить в этом городе мне нужно было ещё 20 дней. Я справилась и поступила в Харьковский институт им. И. Котляревского. Вскоре среди студентов института встретила своего будущего мужа, в то время он уже окончил первый курс.

— Трудно ли двум театралам жить под одной крышей?

— Нет, муж меня понимает. Мы держимся друг за друга и помогаем. Разве что когда на сцене есть разногласия, начинаем творчески спорить. Вместе мы работали и в ТЮЗе, и в Донецком театре им. Артема, танцевали в ансамбле, работали в филармонии, жили в Целинограде, Хабаровске, на Дальнем Востоке. Через год у нас будет годовщина – золотая свадьба, 50 лет вместе!

— Какую из своих ролей вы считаете триумфальной?

— Это роль цыганки Грушеньки в одноимённой пьесе по повести Николая Лескова «Очарованный странник». Именно за неё я получила звание Заслуженная артистка.

— Вера Васильевна, а есть ли роль–мечта, которую вы очень бы хотели сыграть?

— Актеры тоже подчиняются начальству. В основном я играю то, что мне говорят. Но я ведь работаю в детском театре, а играть для детей, скажу вам, одно удовольствие! Начиная с 45-го театрального сезона, мы вместе с педагогической частью театра начали проводить благотворительные творческие встречи – театральные уроки для воспитанников дошкольных учреждений города (детских садов). Педагог рассказывает деткам о театре, учит с ними правила театрального этикета, рассматривает сценический образ артиста, а я, переодевшись в костюм доброй сказочницы, рассказываю народные сказки, приобщая к миру искусства и развивая в них чувство прекрасного.

Николь Пеньковская,
Анастасия Выскребенцева.

4K3A9326Светлана Ушакова
В 1969 году окончила Днепропетровское театральное училище и несколько лет работала в Армавирском и Арзамасском драматических театрах, в 1972 году пришла в наш ТЮЗ.

В 1980 году Светлана Ушакова награждена Почетной грамотой Верховного Совета УССР, дважды — Почетной грамотой Донецкого управления культуры и туризма.

— Театр в первую очередь учит быть человеком, чувствовать и сопереживать. Ничто так не оказывает на людей сильное эмоциональное влияние, как театр. Какую основную роль театр играет сегодня?

— Сегодня, к сожалению, у нас поменялись ценности. Большие нагрузки: психологические, моральные, материальные… Особенно сложно молодежи – трудно сориентироваться, где правда, а где ложь. Театр очищает, смягчает сердца, заставляет оставлять за спиной те невзгоды, которые навалились на нас. Молодежь именно в его стенах получает вдохновение, веру, ощущает любовь и свою значимость.

— Светлана Григорьевна, наверное, профессия актера — одна из самых сложных. Что вы хотели бы пожелать начинающим актерам?

— Знаете, сейчас начинающие актеры собранные, очень любят работу, видят, для чего они трудятся. Оттачивают свое мастерство благодаря первым ролям. Желаю им быть трудолюбивыми, верить в то, что делаешь, получать от этого удовольствие. Оставаться открытыми, одержимыми своей работой и, самое главное, не любить себя в театре, а театр любить в себе…

— Как вы думаете, чем игра в театре отличается от игры в кино?

— Сейчас такое время, когда люди разобщены, «уходят в интернет», перестают общаться вживую. Они не видят лиц, глаз, не могут понять состояние души человека. А когда люди приходят в театр, они видят живую игру, видят, как актер проживает свою роль, начинают сопереживать. Если актер театра совершит оплошность, он уже не сможет ее исправить. В кино можно переснять, доснять, где-то что-то удалить и добавить. Все не по-настоящему, не здесь и не сейчас.

— За свой творческий путь вы сыграли немало образов. Можете рассказать, какая была ваша первая роль?

— Моя первая роль… Я играла девочку-негритянку, на репетиции приходила на цыпочках. Однажды мы работали эпизод, где я должна была сидеть в мешке. Идет репетиция, все играют, повторяют.., а я сижу в мешке и не шевелюсь, ведь меня могут заметить. И тогда один актер не выдержал и сказал режиссеру, что в мешке сидит девочка. Тот так удивился! И говорит: «…Вот видите, как актёр должен вести себя на репетиции. Он должен находиться в том же состоянии, что и герой». (Смеется).

— Если бы вам предложили сыграть одну единственную роль, какую вы бы выбрали?

— Роль мечты — это образ, в котором была бы человеческая боль, радость. Чтобы я могла отобразить человеческую жизнь, ту, которая будет узнаваема зрителями, в которой каждый бы увидел самого себя, и каждый по-своему понял эту одну единственную роль.

Елизавета Иванова,
Даниил Адамов, Мария Ходакова.

Вот такая вышла беседа. Доверительная и теплая, когда зрелая мудрость может так много поведать юному сердцу. Подтверждением исключительности наших юбиляров служат любовь и интерес публики, а одаренности юных журналистов — признание их мастерства мэтрами сцены. В завершении беседы актеры признались, что молодежь их приятно удивила, общаться было взаимно интересно. А на прощанье подарили секрет успеха: всегда верить в себя, в свой талант и трудолюбие.