lay6qhnv-nYВерно говорят, что только там, где мы несем ответственность за свои действия, где наша жертва свободна и добровольна, решения, принимаемые нами, могут считаться моральными. Но под внушительным грузом ответственности многие сгибаются, опуская моральную планку поступков все ниже. Такое происходит из-за «черных дыр» в воспитании, когда важные жизненные истины так и не находят в душе своего места. Ведь в словосочетании «нести ответственность» — многослойный смысловой подтекст, формирующий волевую и сильную личность. Об этом не понаслышке знает руководитель молодёжного крыла «Резерв Республики» общественной организации «Оплот Донбасса» Святослав Губин (позывной «Жак»).


«Суть — в закалке стержня»

— Святослав, расскажите о себе. Почему выбрали такой путь? Как оказались в Донецке, ведь известно, что вы приехали из Харькова?

— Верно. К событиям 2014-го начали готовиться в 2010-2011 годах, так как мой отец — историк (от ред. – Вячеслав Губин — Батя Харьковский), и происходящее он предсказал еще тогда. В этом контексте еще в студенческие годы меня интересовала деятельность различных молодежных общественных организаций: участвовал во многих грантовых проектах, посещал семинары. В итоге, проанализировав работу этих организаций, учитывая все преимущества и недостатки, мы с отцом поняли, что не успеваем подготовиться к грядущим событиям. Поэтому оперативно в пригороде организовали казачью сотню специального назначения – проводили тренировки, стрельбу, отец руководил Федерацией военно-спортивного многоборья по рукопашному бою. Однако, несмотря на это, мы понимали, что все равно не успеваем, хотя поднимали этот вопрос в соответствующих государственных инстанциях.

В итоге, к событиям 2014-го Харьков оказался не готов. Год мы участвовали во всех штурмах возле обладминистрации, работали в подполье, осенью попали в плен в Харькове, были освобождены. А 24 декабря того же года уже прибыли в поселок Южная Ломоватка (ЛНР), в отряд «Призрак». До 2016-го служили в разведподразделениях – сначала в «Призраке», потом в роте разведки второй бригады, затем в отдельном разведбате. Я переводился в Донецк, возвращался в Луганск и в итоге перешел на службу в отряд особого риска МЧС ДНР «Легион». А с 2016 года стал участником ОО «Оплот Донбасса». Затем в марте 2017-го по инициативе комитета Народного Совета ДНР по госбезопасности и обороне совместно с министерством образования и МЧС в Донбасской юридической академии решили провести курс молодого бойца. Наша команда (я, мой отец, ребята, которых он готовил с 2010 года) обеспечила выполнение поставленных задач.

— То есть акцент в военно-патриотическом воспитании ставили на знание истории?

x0qc9SPtIGA— Суть – в закалке стержня. Методики, по которым мы работали ранее в комплексе с опытом, приобретенным в международных организациях, составили новую систему воспитания. Вместо общевойскового курса мы дали ребятам курс спецподготовки – немного упрощенный. Однако задача заключалась не в том, чтобы сделать из них головорезов или спецназовцев. Путем усиленных тренировок необходимо было ввести их в состояние стресса, вывести из зоны комфорта. В таком состоянии человек начинает лучше воспринимать информацию. Дополнительно задействовали психологические методики, которые проводил профессиональный психолог. По его словам, результаты наших ребят были на порядок эффективнее, нежели в обычных социальных группах.

— Любопытно, какие тренинги проводил психолог?

— В основном это были тренинги по командообразованию и аутотренинги – работа с подсознанием. Некоторые психологические методики мы применяли во время обучения рукопашному бою.

— Наверняка были апробированы и другие форматы занятий?

— Да, мы использовали воспитательные беседы. Например, погоняли ребят 45 минут, ввели их в состояние стресса, поработали со страхами на спецакробатике, и в 15-минутный отдых рассказываем о том, что такое патриотизм, родина, офицер, офицерская честь. Не просто беседуем на эти темы, но и стараемся на примере показать истинную суть этих важных понятий.

Любое дело выполнять на совесть

— Интересно, как на примере объяснить, что такое офицерская честь?

— Офицеры – это некая каста. Самое главное, что нужно понять, – жизнь офицера ему не принадлежит, она принадлежит Родине. Главной ценностью должно быть государство и люди, которых он защищает. Он готов жизнь свою отдать за людей, которых он обороняет.

— Обучая будущих госслужащих, важно ли прививать чувство социальной ответственности?

AVpLOjtoGcg— Важно донести понимание звания гражданского офицера. В Российской империи титул статского советника приравнивался к генеральскому чину. Советник понимал все возложенные на него обязанности и соответствовал им. В этом ключе всегда привожу два примера: Виктор Янукович и Владимир Путин. У Виктора Федоровича были все рычаги власти, чтобы этот беспредел прекратить. И он практически это сделал, не хватило просто силы воли. В критический момент испугался и сбежал. Совсем другое дело Владимир Владимирович – это офицер, который неоднократно был на волоске от смерти – вспомните истории из ГДР и ряд других моментов. По долгу службы он неоднократно сталкивался с опасностью. Но человек не боится за свою жизнь, а переживает за государство и за людей, которые доверили ему ответственность ими руководить. Вывод заключается в том, что если ты на госслужбе – должен жить интересами государства.

Проблема в том, что наше поколение эпохи потребления воспитывалось на принципах эгоцентризма, когда ты никому ничего не должен, каждый сам за себя. Именно это вбивали в голову на каждом шагу. Для чего это делалось – тоже ясно – знаменитый принцип: «Разъединяй и властвуй», который привел к краху Римскую империю в свое время. Поэтому мы начали объяснять детям, что такое ответственность на личном примере: где бы ты ни работал – на госслужбе или водителем трамвая – должен добросовестно выполнять свой долг, отвечать за свои поступки. Затем переходили на более масштабные темы – ответственность за семью, коллектив. Даже проводили специальные занятия, нацеленные на развитие ответственности за группу, – командообразование в экстремальных условиях. В итоге мы приходили к пониманию ответственности за город, государство.

— То есть в течение занятий вы моделировали определенные ситуации, позволяющие проявить эти качества?

oTHPQOzbUO4— Совершенно верно. Курс длился около трех месяцев. Занятия проходили два раза в неделю по два часа. Скажу сразу, что не все проявляли заинтересованность. Часть студентов сразу отсеялась. Из 100 человек в итоге полный курс подготовки прошли только 30. Ушли те, кто прибыл только для того, чтобы либо получить боевые навыки, либо просто развеять скуку, либо индивидуалисты или карьеристы, готовые идти по головам ради достижения цели. До конца доходят самые стойкие и волевые. В финале ребят ожидал марш-бросок — 6-километровая полоса препятствий (поле, лес, болото, река). Весь этот путь необходимо было пройти, проплыть, проползти, иногда даже упасть лицом в грязь (когда звучала команда «Граната»). То есть человеку нужно было морально через себя переступить. И самый главный принцип — никто никого не бросает. У некоторых ребят была слабая физподготовка, но команда их вытянула.

qzINXWmcPz0Интересно, что, приехав спустя некоторое время в один из вузов пообщаться с бывшими подопечными, психологами и преподавателями, — все в один голос говорят, что эти студенты на порядок отличаются от других — своим отношением к жизни, учебе, друг другу. Например, некоторые парни сами рассказывают, как друг друга вытаскивали из грязи, тянули на себе — и теперь друг друга не бросают и по жизни. Повторюсь, мы не ставили задачу — подготовить спецназовца, да и в такие короткие сроки это невозможно, но направить мировоззрение в нужное русло мы можем.

«Резерв Республики» — школа жизни

— Очевидно, что такие серьезные результаты — уже весомая причина для новых планов и развития военно-патриотического воспитания.

— Естественно. Мы уже набираем новую команду. Будем совершенствовать процесс подготовки. Добавим новые занятия, испытания. В прошлом году пообщались с руководством тех вузов, которые проинформировали студентов о курсе. Мы работали с оружием, читали лекции, в том числе и по «Военной топографии», добавили дисциплину «Штурмовой альпинизм», позволяющую переступить через свои страхи. Даже те, кто боялись высоты, сумели преодолеть этот барьер. Среди них и девушки, между прочим.

cMNLnSBPGxsВажно подчеркнуть, что в 2017-м мы уделяли много внимания посещаемости занятий. Если человек настроен серьезно, то и дисциплинирован. Если же бывали частые пропуски — отстраняли от курса. Ведь в таком случае отвечать за подготовку студента мы не могли, предлагали записаться на следующий курс. В итоге, в прошлом году выпустились около 40 человек. На предварительном этапе они сдавали экзамен по топографии, штурмальпу, рукопашному бою, акробатике, огневой подготовке и т.д. Ночью все ушли на выживание в лес, не взяв с собой ничего. Вернувшись на базу утром, взяли по баклажке воды (парни — 10 литров, девушки — 5 литров) и побежали марш-бросок. В случае проблем со здоровьем — помощь оказывал доктор, который следовал за ребятами на автомобиле. В финале испытания все сдали физнормативы, показали себя достойно. И теперь я понимаю, что это за люди, с какими они ценностями — из них можно формировать полноценное молодежное движение. После марш-броска преподаватели читали им лекции по истории Отечества, психологи проводили тренинги, были организованы творческие встречи. Затем к осени ребята выступили со своими авторскими проектами. К слову, один из них сегодня реализуется на базе макеевской школы №109 — ребята занимаются с учениками, сформировали военно-патриотический спортивный клуб «Феникс».

— Эти достижения и привели к формированию «Резерва Республики», верно?

— Именно так. В декабре прошлого года состоялась отчетная конференция общественной организации «Оплот Донбасса», на которой присутствовал Глава республики Александр Захарченко. Объявили о создании «Резерва Республики» — военно-патриотического крыла молодежной платформы организации. Наша задача — подготовить молодежь ко взрослой жизни, обеспечить понимание ответственности за свое государство. Ведь в 2014 году многие просто собрали вещи и уехали. Но были и те, кто на свои деньги одевали ребят на блокпостах, вывозили людей из-под обстрелов.

Rb3_yp2aBpgМы стремимся вырастить именно такую молодежь, не равнодушную к судьбе своей Родины. Наша конечная цель — сформировать такой государственный механизм, который сможет пропускать через себя молодых людей, направляя их на правильный путь, то есть создать своего рода школу жизни, которая бы выпускала ориентированного на моральные ценности человека.

— Если мы будем рисовать психологический портрет молодого гражданина Донецкой Народной Республики, какие определяющие черты ему должны быть присущи?

— В первую очередь, это ответственность – за себя, свои слова, свои поступки. Здоровое пренебрежение к страху и огонь в глазах – думаю, этого будет достаточно для того, чтобы добиться любых целей.

Беседовала Алиса Садекова