Витков АГоворят, что богатство мира заключается в гениальных людях, а фотожурналисты — одни из них. Убедиться в этом, да и познакомиться поближе с этой многогранной и виртуозной профессией можно в единственном в Донецкой Народной Республике и во всем мире музее фотожурналистики и фототехники, иначе известном как «Донецкий дом фотографии».

В 2008 году была открыта первая очередь музея, в 2012 — вторая. Инициатор – заслуженный журналист Александр Витков, отдавший практически всю свою жизнь любимой профессии фотожурналиста. Главная идея и цель – воссоздать уникальные страницы истории фотожурналистики в Донбассе, рассказать о профессиональной деятельности фотокоров, в разные годы работавших здесь.


— Этот музей, можно сказать, наполовину народный. Так как жители городов Донбасса, в том числе Макеевки, а также Крыма приносили сюда экспонаты. Некоторые из них даже привозили иностранцы. Англичане, когда были на рынке старинных вещей в Бирмингеме, к примеру, приобрели три фотоаппарата и переслали их нам, а шведы передали фототехнику и раритетные полароиды, — рассказывает Александр Витков.

«Витки» судьбы Виткова
— Я начинаю любую экскурсию с патриотического воспитания, — рассказывает Александр Борисович. — Я патриот Донбасса и не стесняюсь этого, в четвертом поколении дончанин, моего деда сюда привез еще Джон Джеймс Юз, он был у него краснодеревщиком. А мой дедушка по отцу был первопечатником в Юзовке, а после войны стал директором Сталинского книжного издания. Отец, Борис Витков, прошел всю войну, у него много боевых наград. Но когда в 50-м году возобновила работу газета «Комсомолец Донбасса», он работал в Германии, снимал в Потсдаме маршала Жукова. Этому изданию отец отдал почти 30 лет, до 86-х годов. Я же проработал в этой газете с 1980-х по 2000 год.

Тем не менее, фотодело стало жизненным кредо Александра не сразу.

— Вначале я пошел по стопам деда – был в танковых войсках, откуда вышел механиком-водителем. А после армии в Санкт-Петербурге (тогда Ленинграде) получил специальность «Техническое художественное редактирование книг и журналов». В фотожурналистике я в итоге проработал 35 лет, — резюмировал Витков.

Любопытно, что фотожурналист не понаслышке знает, каким уважением пользуются донбассовцы за рубежом.

— Уже на протяжении многих лет Донбасс стараются унизить. Это все из-за зависти. Я считаю, что таких людей, как здесь, нигде нет. Я часто выезжал за пределы Родины, когда работал в «Акценте». Где бы я ни был, если говорил, что я из Донбасса, это был своего рода пропуск.  В качестве доказательства скажу, что если взять любую сферу человеческой деятельности в Донбассе, могу точно назвать 20-30 уникальнейших людей-профессионалов, которых дал наш край любой отрасли, — отмечает фотожурналист.

По словам заслуженного фотожурналиста Александра Виткова, эта профессия остается актуальной несмотря ни на что:

— К сожалению, сегодня в соцсетях часто говорят о том, что эта сфера деятельности постепенно умирает. Я, конечно, против этой точки зрения. Ведь фотожурналист — это универсальный солдат. Есть множество фотожанров: портреты, пейзажи, студийная съемка, рекламная и т. д. А фотожурналист должен владеть всеми ими. Я много лет работал в прессе и при советской цензуре, и при партийной, и при цензуре денег. И знаю, что не все верят живописи, написанному слову, но все верят фотографии, ведь она, как зеркало.

AZAG0619Чудеса фототехники
В музее представлена коллекция из 500 раритетных и современных экземпляров фотоаппаратуры с аксессуарами и аннотациями. Среди них: «Киев», которые выпускал «Арсенал» (широкоформатные, миниатюрные и широкопленочные), — аналог немецких аппаратов; «Салют» (любимец космонавтов), «Зоркие», «Зенит», «Любитель», «Турист», самый старинный — советский «Фотокор-1», различные цифровые фотоаппараты и другие.

Особенный интерес вызывает последний экземпляр одного из первых диктофонов (изготовитель «Топаз»), который, между прочим, до сих пор в рабочем состоянии. Его использовали в работе журналисты, радиус принятия звука составлял 40 метров.

Любопытный экспонат – кинопулемет, который размещался в самолетах «Омега-15». У немцев он уже был в начале войны. Пленка полностью фиксировала выстрелы, сбитые самолеты.

Другой эксклюзивный экземляр музея – самый первый переносной диск «Digital Waller» — прямоугольной формы, компактный, действующий. Ранее эта вещь была невероятно дефицитной и дорогостоящей – 1000 долларов. Ее привезли Александру Борисовичу в подарок из Америки.

Еще одна интересная вещица – пластмассовый фотоаппарат «Этюд». Тираж выпуска составлял около полумиллиона. Однако, учитывая непрочность материала, их сохранились единицы. Любопытно, что ранее «Этюд» стоил всего 7 рублей.

Вызывает интерес и дежурная фотокамера МВД из медвытрезвителя Киевского района Донецка.

— А знаменитый макеевчанин Михаил Туркенич, самый лучший альпинист Советского Союза, подарил нам камеру «Смена», с которой он был на Эвересте. Михаил первым сделал ночное восхождение на эту вершину. Когда он поднялся, снимал пленочкой 64 единицы, и поэтому не получилось четкого изображения, — поведал нам во время экскурсии мастер своего дела Александр Витков.

Другие экстравагантные экспонаты — самый популярный фотоаппарат среди молодежи 80-х  «Ломо» (в 90-е селфи снимали именно этим фотоаппаратом), легендарный «Kodak», созданный англичанами, фотоснайпер из «Простоквашино» (фотоаппарат с ружьем), немецкие фотоаппараты «Zeiss» и полароиды.

Отдельного внимания заслуживает пересъемочное оборудование – своего рода «ксероксы и принтеры», которые использовались разведчиками в военные годы.

К слову, вынуждены вас предупредить, что это далеко не весь перечень уникальной фототехники, которую вы можете увидеть в музее. Для ее полного описания понадобилась бы не одна страница газеты.

«Изюминки» «Дома фотографии»
Кроме всего прочего, музей имеет богатую библиотеку с технической, исторической и художественной литературой (около 5 тысяч экземпляров). Здесь также хранятся ценные фотоальбомы и очень много литературы с автографами авторов. Но самый главный клад – архив, насчитывающий только черно-белых негативов около двух тысяч, не считая цветных пленок и цифры.

— В республике больше нигде нет такого количества фотоэлементов. Ведь доказано, что негативы в хорошем состоянии могут храниться порядка трехсот лет. А как себя будет вести цифровой носитель, пока не известно, — уточняет Александр Борисович.

AZAG0822Здесь также создан видеоуголок, где с помощью плазменного телевизора и DVD-проигрывателя посетителям демонстрируются специализированные серии фотоклипартов из собрания музея.

Наверняка вас точно заинтересует действующая фотолаборатория, где можно не только проявить пленку, но и отпечатать фотографии. Этот увлекательный процесс определенно стоит того, чтобы его испробовать. Обещаем массу неповторимых впечатлений!

0Можно здесь увидеть и аккредитационные документы с различных значимых мероприятий, в том числе спортивных, и даже из зала суда над серийным убийцей Чикатило. Стоит сказать, что Александру Виткову тогда удалось запечатлеть его крупный план на одном из фотоснимков, что позволяет заглянуть в глаза этому… «человеку».

К слову, оригинально выглядит и коллекция футляров для фотоаппаратов. А в одном из них даже была найдена небольшая денежная «заначка», оставленная там по непредусмотрительности фотокорреспондентом. Теперь она превратилась в  своеобразный экспонат.

Стоит отдельное внимание уделить огромным стендам, представленным в музее. На них отображен золотой фонд фотожурналистики — Борис Добромыслов, Лев Азриель (выпустил первые цветные альбомы о Донецке), Виктор Берхин (единственный человек в СССР, перед которым официально в «Правде» извинился за ошибочный арест генеральный прокурор и председатель КГБ Виктор Чебриков), Григорий Навричевский, Ефим Комм и другие. Есть и стенды, посвященные творчеству отдельных героев фотожурналистики. В первую очередь, это Евгений Халдей.

— Это мировой бренд, он входит в десятку лучших фотожурналистов мира. Родился в Донецке в 1917 году. Когда ребенку был год, черносотенцы ворвались в квартиру и убили его мать, которая успела закрыть собой сына. Мальчика воспитывала бабушка, и свой первый объектив он смастерил из бабушкиных часов. Это человек, который  прошел войну до Берлина. Он снимал Потсдамскую конференцию, Нюрнберг (его фотоработы также были представлены как доказательства на Нюрнбергском процессе), парад на Красной площади, маршала Жукова на коне (по его фотографии поставлен памятник). Он автор снимка, который знает весь мир – «Знамя победы над Рейхстагом», — поделился с нами фрагментами истории Александр Борисович. — Мы готовим большой фотоальбом к столетию Халдея  «Фотограф знамени победы».  Вообще хотелось бы, чтобы этому легендарному фотожурналисту был установлен памятник на родной земле.

Привлекает внимание и стенд о Василии Пескове, который, не имея высшего образования, написал множество книг, вел телепередачу «В мире животных», а в 26 лет получил Ленинскую премию. Именно он первым сделал фотоснимок Юрия Гагарина. К слову, особенно популярным было его произведение «Таежный тупик» о жизни староверов, которое публиковалось в «Комсомольской правде». Тогда газету стоимостью 2 копейки перекупали по рублю, что говорит о зашкаливающей популярности произведения.

Стоит отметить, что отдельная площадка посвящена памяти погибших фотокорреспондентов во время боевых действий в Донбассе Андрея Стенина, Антона Волошина и других.

К слову, единственный город, который сделал своим почетным гражданином фотокорреспондента, — это Макеевка (речь идет о Николае Добромыслове, а его брат Наум создал в Донецке на бульваре Пушкина знаменитый фотосалон «Радуга», где первыми начали делать цветные фотографии).

Примечательно, что в музее можно увидеть и талантливые фотоработы отца Александа Виткова Бориса. Особенно перекликается с сегодняшними событиями фото «Эхо войны», занявшее I место в «Комсомольце Донбасса» в 1967 году, где изображен солдат- узбек со снарядом в руках. Сложно описать чувства, которые вызывает это фото, впрочем, советуем вам отправиться в музей и взглянуть на него лично.

AZAG0620Таким образом, дорогие читатели, советуем вам обязательно посетить уникальный музей фотожурналистики и фотоискусства (Донецк, ул. Шекспира, 11). Не беспокойтесь о финансовой стороне вопроса – экскурсии проводятся бесплатно. Зато «лавину» эксклюзивных ощущений от соприкосновения с историей и фотоискусством мы вам гарантируем. Кстати, на базе музея в скором времени возобновит свою работу фотошкола. Так что если вы чувствуете в себе страсть к фотоделу, – займитесь воплощением своего желания. Ведь, как говорит сам Александр Витков: «Жизнь – это возможность, а человек – это творчество».