IMG_6106Надо признаться, что, выбирая сферу для этой рубрики, я немного схитрила. По той причине, что по большому счету для меня это было не сменой профессии, а скорее, хорошо забытым старым. Нет, директором я не работала, но 22-летний педагогический стаж давал, как мне казалось, полное представление о том, чем должен заниматься первый руководитель общеобразовательного учебного заведения. Увы, свои знания (а следовательно, и легкость вхождения в профессию) я переоценила. По той причине, что в новых условиях директор школы – не только «учитель учителей» и методист, но и завхоз, бухгалтер, начальник отдела кадров…Что там еще? Впрочем, обо всем по порядку.


Питание детей –  самый важный вопрос
Итак, настал день смены профессии. Поскольку после предварительного общения с директором ОШ № 25 Евгенией Оганян я поняла, что смогу проявить себя в лучшем случае в роли дублера, мы с Евгенией Владимировной договорились: в гордом одиночестве в директорском кабинете она меня не оставит. Поэтому задолго до начала урока мы встретились с ней у двери… школьной котельной. Она в этом учебном заведении автономная, а посему в отопительный сезон свой рабочий день директор начинает именно там. Убедившись, что температурный режим в порядке, идем в школу. Нужно отметить, что внешне здание, неоднократно страдавшее от обстрелов, выглядит вполне нормально.

— Осталось по сути одно больное место – крыша над спортивным залом, — рассказывает директор. — Еврорубероид для ее ремонта мы получили от Центра управления восстановлением, но он самоклеющийся, то есть сначала нужно выровнять поверхность с помощью битума. Эту проблему будем решать своими силами с помощью родителей.

Между тем, мы уже входим в школьную столовую. Питание учащихся – один из самых важных пунктов в ежедневном деловом расписании первого руководителя. В этой теме частые изменения, новые схемы, вопрос на постоянном контроле руководства республики, деньги на эти цели сейчас выделяются немалые – отсюда и большая ответственность, которая возложена именно на плечи директора образовательной организации (так сейчас в официальных документах именуются школы). Нужно, чтобы рацион был качественным, сбалансированным в соответствии с возрастными нормами. Важно убедить детей и родителей не отказываться от питания в школе. Лучший способ убеждения – питание должно быть не хуже (а то и лучше), чем дома.

Меню на сегодняшний день Евгения Владимировна утвердила накануне, пробу предстоит снять бракеражной комиссии, поэтому мне в новой должности нужно проконтролировать, что все готово. На пищеблоке кипит работа. Симпатичный повар Николай Савин готовит картофельное пюре, его помощницы режут овощи на винегрет, в сотейнике кипят голубцы, а аромат ванили подсказывает, что в духовке уже почти готовы сдобные булочки и пирожки. Словом, здесь, судя по всему, все в порядке.

Команда, без которой трудно жить
Школа тем временем наполняется голосами. Приходят педагоги, дежурный класс… Поздоровавшись со всеми, направляемся в кабинет. На очереди – изучение входящей почты. Поскольку нормативно-правовая база республики – в стадии формирования, документы с разного рода правилами, инструкциями, приказами поступают практически ежедневно, если не ежечасно. Но не все регламентирующие циркуляры присылают по почте, поэтому обязательно – просмотр сайта Министерства образования. Каждый новый документ нужно  изучить в оперативном порядке, довести до сведения педагогов и разработать в соответствии с ним свой, школьный. В этой работе приходит на помощь секретарь Нина Кореннова. Нина – выпускница «двадцать пятой» и, по словам Евгении Владимировны, первая помощница в рутинной канцелярской работе, которая отнимает у руководителя массу времени.

Пока отслеживали, вникали, перерабатывали почту, зазвенел звонок – оказывается, уже закончился первый урок. Мы вновь поспешили в столовую – посмотреть, как организовано питание младших школьников. Столы уже накрыты. Первоклашки с удовольствием уплетают пюре с голубцами, винегрет, булочку с чаем и банан — на десерт. Процесс наблюдения прерывает завхоз Яна Ехлакова: «Уголь привезли – печать нужна». Возвращаемся в кабинет. В канцелярии к этому времени уже ждут учителя младших классов, приглашая на открытые уроки – в эти дни проходит неделя начальной школы. Наблюдая за происходящим, констатирую, что в учебном процессе все вовсе не так, как лет 15-20 назад. Доска и мел – уже не главные «орудия производства». Учителя легко ориентируются в компьютерных технологиях, используя их на уроках и на внеклассных занятиях.

И швец, и жнец…
Пока я предаюсь воспоминаниям и анализирую увиденные уроки (один из них – иностранный язык – ведет Евгения Владимировна, директор ведь – тоже учитель), снова накопились «бумажки», которые нужно изучить, подписать, проверить. Увы, в связи с переходным периодом бухгалтерско — финансовая работа отнимает львиную долю времени. Питание, зарплата, поступления по хозяйственной части – все проходит через казначейство и требует строжайшей отчетности. Редкий день обходится без посещения казначейства или банка, ведь бухгалтеров в школах нет. Платежки, отчеты, реестры – все лежит на плечах директора. При этом спланировать что-то заранее невозможно – звонок с требованием прибыть в банк или казначейство может прозвенеть в любую минуту. А ведь только дорога в центр города, где находится казначейство, и обратно занимает почти три часа. Плюс время на ожидание своей очереди. Мне, считай, повезло – в «день дублера» директора никуда не вызывали…

Только середина дня, а голова у меня уже идет кругом: в кабинет то и дело заходят сотрудники — и у каждого неотложный вопрос. Директор же успевает все разрулить: что-то подсказать, кого-то убедить – все это спокойно, ни разу не повысив голос. «Я бы со всем этим не справилась, если бы не коллектив, большей частью профессиональный и понимающий, готовый подставить плечо, помочь, если нужно. И это не только учителя и завуч Татьяна Крыжановская, с которыми в прошлом году много пришлось пережить. Но и завхоз Яна Ехлакова, секретарь Нина Кореннова, рабочий Геннадий Васильевич Скабин, который всегда оказывается в нужное время в нужном месте. В том, что после обстрелов школа недолго зияла дырами окон, большей частью его заслуга. Сторож Светлана Погодина даже в дни обстрелов ни на один день не покинула рабочее место, — с теплом в голосе говорит Евгения Оганян. – Я очень всем благодарна. В том числе и родителям, которые с пониманием относились и относятся к временным трудностям, помогают решать проблемы. Один в поле не воин, а директор – тем более. Знаете, война как-то сплотила всех, даже у родителей стало меньше претензий».

«Надежды маленький оркестрик под управлением Любви»
Уроки закончились, но школа не опустела. Где-то звучит музыка. «Надежды маленький оркестрик под управлением Любви» звонко выводят детские голоса – идет репетиция накануне районного фестиваля инсценированной военно-патриотической песни, посвященного Дню защитников Отечества. Оставить ее без внимания директор, несмотря на запредельную занятость, конечно, не может…

16 часов. Школа постепенно пустеет. В кабинет заглядывает повар Николай Савин – нужно утвердить меню на завтра. Еще раз просматриваем почту – нет ли каких-то срочных распоряжений. Удивительно, но факт: заполненный до предела день пролетел, как одно мгновение. А ведь в этот день не было ни педсоветов, ни совещаний, ни родительских собраний, которые в связи с постоянными новшествами приходится проводить довольно часто.

Впрочем, для директора рабочее время не закончилось. Нужно спланировать завтрашний день, написать задания для завхоза, завуча, секретаря… В наступившей после шумного дня тишине я вдруг начинаю вздрагивать от громких «бахов», которых в течение дня просто не замечала, — прифронтовая зона здесь совсем рядом

.
Прощаясь с директором и своей новой должностью, я понимаю, какая огромная ответственность лежит сегодня на школе и ее первом руководителе. И не только за качество знаний, но и в прямом смысле за жизнь и здоровье детей. Понять всю глубину этой фразы можно, только пережив ужас этой войны, которая коснулась многих семей учителей и учеников «двадцать пятой».

Евгения Оганян, впрочем, не ропщет. «Да, тяжело, но мы рады, что у нас есть работа, что мы регулярно получаем зарплату, что к нам возвращаются наши дети, что в непростое время коллектив выстоял. А трудности мы обязательно преодолеем. Закалка ведь у нас донбасская», — говорит напоследок Евгения Владимировна, и я ни капли не сомневаюсь в искренности этих слов. Потому что в этой школе, как и в десятках других, даже в самое трудное время звучит «Надежды маленький оркестрик под управлением Любви», в котором директор – не только камертон, но и первая скрипка.

Людмила Бутырская.
Александр Маренков (фото).