РОЛИНСКИЙ 3Представлять Анатолия Ролинского нашим читателям нет необходимости. Его в Макеевке отлично знают как увлеченного фотохудожника, видеооператора, журналиста. Однако недавно «вечерковцы» открыли этого талантливого человека еще с одной интересной стороны. Оказывается, вдобавок ко всему Анатолий еще и азартный коллекционер. Он собирает открытки кисти художника Владимира Зарубина, марки, монеты с изображением кораблей и… автомобили.


Наверняка вы уже поняли, что речь идет о миниатюрных копиях машин. Но, как бы там ни было, в автопарке Ролинского более 600 разных моделей — от «Чайки», советской классики, до суперкаров типа «Lamborghini», микроавтобусов и автомобилей экстренных служб. На днях Анатолий побывал в гостях у «вечерковцев», «припарковав» в нашей редакции и часть своей замечательной коллекции.

На чем летал Фантомас?
Похоже, что в каждом мужчине, сколько бы ему при этом ни было лет, живет мальчишка, мечтающий, как в детстве, полететь на Луну, совершить кругосветное путешествие, изобрести вечный двигатель и… играть в машинки. Анатолий Ролинский как раз их таких. Он постоянно занят чем-то творческим, поэтому мы нисколечко не удивились, узнав, что увлечение автомобилями захватило нашего героя тоже в самом юном возрасте. На черно-белых фотографиях уже лет с трех Анатолий не только с нежностью обнимает игрушечные авто, но и уверенно позирует, забравшись «порулить» на водительское сиденье «скорой». Страсть эта, кстати, у него семейная. Не меньше, чем он, «автоохотой» в детстве увлекся и брат Алексей. Поэтому свою первую коллекцию в школьные годы мальчишки начали собирать вдвоем.

MK8gAxP21FI— Наш путь домой после уроков шел через «Детский Мир», киоски «Союзпечати», “Голубой огонёк” с отделом игрушек в нашем доме №59 по ул. Ленина, — вспоминает Анатолий. — Мы буквально охотились за новинками, но часто нас не баловали. В раннем возрасте модельки нам покупали родители, но, чуть повзрослев, класса до шестого, я уже сам отслеживал новые поступления. Порой приходилось экономить на завтраках, чтобы скопить очередной рубль. Кстати, пластмассовые модельки Донецкой фабрики игрушек именно столько и стоили. Но жили мы тогда очень небогато.

Как признает сам Анатолий, именно в школьные годы ребята приобрели модели, которые теперь иначе как раритетами не назовешь. Среди них — лимонно-желтый Panhard 24 CT, любимец всех итальянцев — блестящий Alfa Romeo, аскетичная Primula Coupе и желтый Renault 16. И, конечно, — шоколадно-коричневая двухдверная купе ISO Grifo, которая своими формами и обводами оставила настолько яркое впечатление, что на протяжении жизни являлась для нашего героя образцом спортивного стиля и художественной эстетики.

Все эти оригинальные прототипы будущих моделей — копий, которые так нравились Анатолию с детства, построены в период с конца 50-х по 70-е годы. По его словам, тогда было золотое время автопрома. Особые чувства у Анатолия вызывает вообще вся автомобильная техника шестидесятых годов в стилистическом исполнении кузовов Gran Turismo. Взять хотя бы любимую серию Citroеn DS, которых у Анатолия целый десяток. Именно на таком красавце Citroеn DC-19 ездил президент Франции Шарль де Голль, а киношный Фантомас в прямом смысле слова летал.

GVTSieMrfxMО своем автопарке Анатолий говорит с нежностью, очень уважительно и действительно может рассказывать о каждой модели часами. Подержать в руках машинки, которым больше трех десятков лет, скажем вам, невероятно волнительно. С виду не определишь, что перед нами «старушки»: выглядят четырехколесные экспонаты отменно. Всё дело в бережном хранении и, как оказалось, реалистичном ностальгическом тюнинге, который по-настоящему творческий коллекционер обязательно сделает своим малышкам-моделям.

Оттюнингованные «старушки»
— Существуют три типа коллекционеров, — объясняет Анатолий Ролинский. — Первые, приобретая пластмассовую или металлическую копию автомобиля, принимают заводское изделие как эталон и ставят его прямиком на стеллаж, ничего в модели не переделывая. Другие — к ним отношусь и я — как художники стараются доработать внешний вид авто, сделать его более реалистичным, приближенным к оригиналу. Есть еще когорта коллекционеров, которые создают машины в свою коллекцию с нуля, собственными руками. Это мастера экстракласса, делающие очень сложную работу, ведь для отливки требуется мастерская со специальным оборудованием, а эти условия есть не у каждого.

Чего только не используют коллекционеры, чтобы их миниатюрная модель после доработки по максимуму походила на оригинал: жесть, латунь, смолу, пластиковые банковские карточки и даже гитарные струны! Но, в первую очередь, в этом вопросе важны внимание к деталям и фантазия. Вот и Анатолий, модернизируя купленную машинку, сначала разбирает ее, а потом заглядывает в автомобильные журналы и интернет. И, разыскав там фотографию реально существующей машины-оригинала, создает из уменьшенной модели максимально реалистичного близнеца.

Легкий «макияж» так или иначе требуется каждому прибывшему из магазина четырехколесному экспонату. Одним требуется из зеркальной пленки добавить зеркала заднего вида, другим — соорудить антенну или дворники. Например, строгому серому правительственному ЗИЛу-117 Анатолий полностью перекрасил салон. В итоге из заводской черной внутренняя отделка пластмассовых кресел стала светлой — точь-в-точь как на военных парадах на Красной площади. А вот мощный трактор ДТ-54 еще в процессе преображения. Чтобы достичь максимального сходства, все щели и отверстия наш герой обработал черной смывкой, высверлил фары и отверстия на навесном оборудовании, а вместо пластмассовых выпуклостей вставил машине прозрачные стекла. Теперь то, что не крутилось, будет вращаться, как у настоящего ДТ-54. Еще Анатолий слегка затер гусеницы серебристой краской — так на траках визуально создается эффект «потертости». Но это трактору только «к лицу»: рабочая же машина, ни минуты без дела не простаивает.

РОЛИНСКИЙ 1«Мечтаю о выставке!»
Как это ни парадоксально, но при всей своей безграничной любви к «железным коням» Анатолий автомобиль не водит. А вот его брат Алексей, напротив, исколесил по Макеевке сотни километров — уже с десяток лет он за рулем троллейбуса. Активной практике вождения творческий Анатолий предпочел всё-таки взгляд художника, больше интересуясь дизайном и внешним видом автомобилей. Говорит, что может забыть некоторые технические характеристики модели, а вот о внешности любимой машины и ее истории знает, без преувеличения, всё.

В мини-автопарке Анатолия, как мы уже говорили, больше 600 разных транспортных средств, но это по меркам некоторых собирателей не так уж и много. Что ж, есть куда стремиться! Вот и наш герой непременно будет и дальше собирать. Сейчас коллекционер разыскивает ставшие уже раритетами модели-реплики, созданные на Донецкой фабрике игрушек — «Модели из моего детства». Еще он мечтает пополнить свой автопарк мини-версиями стильных имиджевых суперкаров типа «Lamborghini» и «Ferrari», которые в реальной жизни не пошли в серию, были сделаны в очень ограниченном количестве.

Есть у нашего героя и глобальная мечта — показать свою коллекцию родной Макеевке. Но для того, чтобы достойно разместить «кортеж» всех его красавиц, понадобится целый музейный зал.

РОЛИНСКИЙ 2— Как и у многих собирателей моделей автомобилей, у меня тоже существуют тематические коллекции в коллекции, — рассказывает Анатолий. — Первая — «Автолегенды СССР» — серия, предложенная фирмой DeAgostini всем ностальгирующим по автомобильной тематике уже прошедшей эпохи. Всё, что для нас, рожденных в СССР, свято и вызывает трепетные чувства, теперь может радовать глаз на полках наших квартир. Еще в направлении “коллекция в коллекции” есть серии «Автомобили на службе», «Суперкары», «Автомобили в кино» и другие. Чтобы зрелищно представить на выставке каждую серию, нужен соответствующий антураж, а для этого мне понадобится помощь дизайнера. Буду благодарен, если кто-то откликнется и сможет помочь оформить для выставки панно и диорамы. Конечно, я приглашаю к сотрудничеству и других коллекционеров моделей автомобилей. Давайте общаться, вместе создавать экспозиции, делиться впечатлениями и наработками.

Да, сегодня коллекционирование миниатюрных моделей автомобилей — хобби не из дешевых. Цены на авто, в зависимости от класса, раритетности и состояния, колеблются от сотен рублей до нескольких тысяч. Однако, присматриваясь к очередному экспонату, коллекционер думает в первую очередь о том, что его очередное приобретение — часть истории, к которой, спустя годы, есть возможность прикоснуться. Поэтому очень хочется, чтобы в самом скором времени макеевчане всё-таки смогли познакомиться с коллекцией Анатолия Ролинского. Она тоже дышит историей, и, поверьте, увидеть это действительно стоит.

Ольга Зайцева.
Фото из архива Анатолия Ролинского.