Tashkent_042018-й объявлен Главой республики Александром Захарченко Годом истории. В этом ключе продолжаем серию публикаций об истории военной техники от руководителя Донецкого военно-исторического клуба Станислава Коробкова.

В конце 40-го — начале 41-го годов многие военные моряки-черноморцы с завистью заглядывались на новый корабль, показывающийся то в одном, то в другом порту. Этим судном нельзя было не любоваться. Слегка откинутые назад мачты и трубы, первая из которых как бы срослась с крыльями мостика и обтекаемой рубкой, острый форштевень и «зализанные» обводы высокого полубака — все это словно подчеркивало стремительность корабля, говорило о большой скорости хода… Словом, это было выразительное сочетание быстроты и силы. И с общим обликом корабля удивительно гармонировала не совсем обычная окраска. Не просто «шаровая» серо-стальная, принятая на флоте тех лет, а с голубоватым оттенком. Этот колор придавал кораблю нарядный и несколько щеголеватый вид бравого судна.

dd259Лидер «Ташкент» — имя этого корабля. В тяжелые годы ВОВ он стал легендарным на Черноморском флоте. Тысячи огненных миль остались за кормой лидера.

За первый год войны «Ташкент» отконвоировал 17 транспортов, доставил в осажденный Севастополь большое количество войск, боеприпасов и продовольствия, эвакуировал раненых и местное население, спасая человеческие жизни.

Огнем главного калибра провел более 100 боевых стрельб, уничтожив 6 немецких батарей, не считая отражений многочисленных атак фашистских самолетов и торпедных катеров.
Лидеры эскадренных миноносцев как класс боевых судов занимают особое место в истории отечественного кораблестроения.

Молодой стране требовались новые корабли — недорогие, достаточно быстроходные, с сильным торпедно-артиллерийским вооружением. В 1929-1930 годах первоначально эскизное проектирование велось в Научно-техническом комитете (НТК) Управления ВМС. Затем общее проектирование первых советских лидеров проводило Бюро специального проектирования судов (БСПС), далее — ЦКБС-1.

Закладка первых 2 лидеров проекта 1 «Москва» и «Харьков» состоялась 29 октября 1932 года. Оба корабля предназначались для службы на Черном море. 3-й балтийский лидер «Ленинград» был заложен 5 ноября.

Ход строительства кораблей типа лидер выявил огромное количество недостатков в технологической подготовке производства, межзаводской кооперации и отсутствии самых необходимых материалов. В итоге политическое руководство СССР приняло решение о широком использовании иностранной технической помощи (это касалось авиадвигателестроения, авиации, артилерии, бронетехники, к числу таких шагов относится и заказ за границей боевых кораблей, и в первую очередь лидеров).

С 1930 года Советский Союз довольно успешно сотрудничал с Италией в области морского оружия и военного кораблестроения. После долгих и мучительных переговоров с разными итальянскими фирмами советское Торгпредство, наконец, поручило заказ фирме «Одеро-Терни-Ориандо» строить судно типа лидер. Стоимость всех работ составила 44 миллиона итальянских лир.

Технический проект лидера Esploratore Veloce U.R.S.S. (проект 20) фирма разработала в течение 17 дней. Закладка лидера на верфи завода фирмы «О.Т.О.» в Ливорно состоялась 11 января 1937 года.

29 апреля народный комиссар обороны маршал Советского Союза Ворошилов утвердил название «Ташкент».

Последнее судно, прорвавшееся в Севастополь
29 марта 1942 года лидер «Ташкент» совместно с эскадренными миноносцами «Шаумян» и «Незаможник» конвоировал в Севастополь транспорт «Сванетия» с пополнением и боеприпасами. 12, 13, 14 мая лидеры «Ташкент» и «Харьков» участвовали в обстреле позиций врага в Феодосийском заливе.

h205_1.5pgr2uzjcikg0sgcc004soko8.ejcuplo1l0oo0sk8c40s8osc4.thОсажденный Севастополь нуждался все в новых и новых подкреплениях. С 17 по 25 мая лидер 3 раза приходил в героически сражающийся город.

Только он благодаря своей 40-узловой скорости мог за темное время суток пройти 180 миль из Новороссийска до пылающего Севастополя. Так как германские войска блокировали морские подступы к Севастополю, военное командование приняло решение для доставки в город подкрепления и боеприпасов использовать только крупные быстроходные суда.

28 мая лидер «Ташкент» под прикрытием 3 эсминцев, 3 тральщиков и 2 сторожевых катеров прорвался в Севастополь, привезя транспортное средство «Грузия», доставив подкрепление (2734 человека), продовольствие и боеприпасы. В обратный путь корабли забрали эвакуируемых и раненых.

2 июня состоялся следующий прорыв. Затем 6 июля. Каждый раз лидер «Ташкент» поддерживал артиллерийским огнем главного калибра обороняющие город войска — это все, что он мог сделать.

Во время последнего возвращения из Севастополя из строя вышел один из паровых котлов. Его пришлось погасить… через 2 часа, рискуя жизнью, командир 3-го котельного отделения старшина 2-й статьи Н.Кудрявцев влез в еще раскаленную топку и заложил задний фронт котла асбестом, после чего котел снова запустили.

19 июня германские войска прорвались к Северной бухте и практически заблокировали вход в Главную базу Севастополя. Командование приняло решение использовать только крупные быстроходные суда. Теперь корабли с пополнением и боеприпасами разгружались лишь в Камышовой бухте.

«Ташкент» действовал совместно с эсминцем «Безупречный». Первым из Новороссийска выходил «Безупречный», через полтора часа «Ташкент» нагонял его в пути и первым входил в бухту, тотчас разгружался и в эту же ночь уходил. Первый поход прошел успешно . Лидер доставил в Севастополь бойцов, пополнил запасы продовольствия и боеприпасов и 22 июня благополучно вернулся в Новороссийск.

1341964889_324 июня состоялся следующий поход, в котором, отбив атаки немецкой авиации и торпедных катеров, «Ташкент» и «Безупречный» доставили в Севастополь подразделения 142-й морской стрелковой бригады.

26 июня примерно с часовым интервалом «Ташкент» и «Безупречный» снова взяли курс на Севастополь. Лидер вез 944 бойца 142-й отдельной стрелковой бригады, четыре 76-мм орудия, 700 винтовок, 20 тонн боеприпасов, 26 тонн продовольствия и 2 тонны медикаментов.

Во время похода в 40 милях от мыса Аю-Даг «Безупречный» попал под атаки немецких самолетов и в результате полученных повреждений затонул. Подошедший к месту трагедии «Ташкент» также был атакован авиацией. Не имея возможности спустить шлюпки, моряки сбросили на воду спасательные круги и другие плавучие предметы. Застопорить ход было смерти подобно. Отбиваясь от немецкой авиации, лидер «Ташкент» продолжил переход, став последним надводным судном, прорвавшимся в Севастополь.

В этом походе к мысу Фиолент зенитчики лидера сбили 2 немецких самолета, хотя сами подверглись атаке итальянских торпедных катеров, но Бог хранил корабль — торпеды прошли мимо.

На обратном пути на борт подняли более 2 тысяч раненых, эвакуируемых и спасенную из огня знаменитую панораму художника-баталиста Ф. Рубо «Оборона Севастополя, 1854-1855». Ночью «Ташкент» оставил осажденный город.

За 4 часа пути 86 раз был атакован фашистской авиацией. По лидеру было сброшено более 300 бомб — корабль как мог уклонялся от прямых попаданий, но все-таки на судне оказался затоплен ряд отсеков, поврежден руль, энергетическая установка. Лидер принял около 2000 тонн воды (для выравнивания крена необходимо лишь 200 тонн). С такими повреждениями он мог себе позволить скорость не более 14 узлов.

Экипаж потерял убитыми трое человек, 10 раненых, из пассажиров убиты шестеро, вторично ранены пять человек. В затопленных кубриках погибли еще 50 человек.

Для немецкой авиации «недобитый» лидер был лакомым куском. Командование Черноморского флота, понимая это, выслало на помощь атакованному лидеру «Ташкент» за неимением дальних истребителей (их просто не было!) бомбардировщики Пе-2, которые отогнали немецкие самолеты.

Лидер был в критическом положении. По подсчетам механиков, от принятой забортной воды корабль должен был бы уже затонуть. Но он еще держался. Вскоре на помощь подошли эсминцы «Сообразительный» и «Бдительный», сторожевые, торпедные катера, спасательное судно «Юпитер» и буксир «Черномор» — все, что было недалеко.

«Сообразительный», встав лагом к засторившему ход лидеру, отшвартовался к левому борту корабля. За 22 минуты на него перешли 1975 человек. Оставшихся пассажиров с лидера принимали другие суда. Передав всех раненых и эвакуированных, «Ташкент» «немного приподнялся», и прибывший с кораблями командующий эскадрой контр-адмирал Лев Владимирский принял решение вести «Ташкент» на буксире. Более 15 часов эсминец «Бдительный» вел лидера на буксире. Когда трос лопнул, в целях безопасности судна было решено буксировать его кормой вперед.

Рядом с лидером шло спасательное судно «Юпитер», которое откачивало через шланги воду из носового машинного и 2-го котельного отсека «Ташкента». Так на буксире лидер привели в Новороссийск, где он был поставлен в Элеваторной пристани.

Почти сразу же лидер «Ташкент» осмотрели водолазы. Увы, результаты были самыми удручающими. Подводная часть корпуса с правого борта — 4 пробоины, с левого — 1. Полностью затоплены 3 артпогреба, цепной ящик, 3 кубрика, 1 и 2 котельные отделения, коффердам, румпельное отделение и другие помещения…

На верхней палубе несколько листов обшивки треснули и образовался гофр. В Новороссийске ремонт был невозможен, было решено подготовить судно к переходу в Поти, где его планировали отремонтировать.

0128 июня лидер посетил командующий Северо-Кавказским фронтом маршал Советского Союза Буденный, который поздравил героических моряков с завершением труднейшего перехода.

«Такими бойцами может гордиться наша армия», — сказал маршал и обещал ходатайствовать перед наркомом о присвоении кораблю Гвардейского звания.

К 1 июля на лидере подходили к концу работы по подготовке к переходу в Поти…

Невозрожденный из пепла
2 июля 1942 года стоявший у причала лидер «Ташкент» был внезапно атакован группой юнкерсов. Они зашли со стороны суши и застигли врасплох дальние посты противовоздушной обороны.

64 бомбардировщика сопровождали 15 истребителей прикрытия. Прошли на небольшой высоте тем путем, каким обычно летали наши самолеты. Лидер «Ташкент» получил 2 прямых попадания и лег на грунт левым бортом на глубину от 9,5 до 10,5 метра с креном около 20 градусов. Погибли 76 моряков, 77 получили ранения. Над водой остались орудийные башни, носовая рубка и дымовые трубы.

Командира «Ташкента» капитана 2-го ранга В. Ерошенко силой взрыва сбросило за борт, и он с трудом выбрался из воды по наружному скоб-трапу носовой дымовой трубы уже затонувшего корабля.

Водолазы осмотрели корабль. Оказалось, что лидер погрузился в ил на 2 метра, в кормовой части добавились 3 пробоины в левом борту общей площадью 50 м2 и в носовой части по правому борту еще 4 общей площадью 30 м2. Основные разрушения пришлись на среднюю часть.

Решением Военного Совета Черноморского флота от 19 июля 1942 года начальникам аварийно-спасательного отдела и тыла фронта было приказано демонтировать с «Ташкента» вооружение, а сам лидер поднять и отвести для восстановления в Поти.
С корабля сняли все наиболее ценное. 2 башни главного калибра Б-2-ЛМ и зенитную 39-К установили на эсминец «Огневой», а оставшуюся башню отправили в Молотовск на строящийся эсминец «Осмотрительный».

Судоподъемным работам постоянно мешала немецкая авиация.

Увы, работы продолжили лишь на следующий год, уже после освобождения Новороссийска от немцев.

При разработке проекта подъема лидера приходилось учитывать большой объем повреждений. На судне буквально не было «живого» места.

Подъемные работы поручили 68-му спасательному отряду.

Начались они 13 января 1944 года. 30 августа 1944-го приступили к подъему «Ташкента». Через 1 час 40 минут палуба полубака лидера вышла из воды. После продувки 225-тонных понтонов всплыла и корма «Ташкента». Кормой вперед он был отбуксирован на отмель.

После более детального осмотра — из-за сильных повреждений корпус корабля восстанавливать не стали — и после буксировки в Николаев лидер «Ташкент» был разобран на металл.

Отгремела война, возродился из пепла город-герой Севастополь, где установлена мемориальная плита с наименованием всех соединений, кораблей и воинских частей, которые защищали Севастополь в годы Великой Отечественной войны. Среди них и прославленный лидер эскадренных миноносцев «Ташкент».