Несмотря на преувеличенно-оптимистичные заявления отдельных «экспертов» о том, что экономика Украины выбралась из ямы 2014-2015 годов и постепенно растет, реальная ситуация выглядит не столь радужно.
К примеру, стоит напомнить, что в конце июля 2017 года премьер-министр Украины Владимир Гройсман отмечал, что внешние долги Украины составляют уже 80% от всего ВВП страны, что, в перспективе, создает достаточно опасную ситуацию для экономики страны. Еще сильнее ухудшить ее может прекращение поставок угля из Донбасса, из-за чего украинское правительство было вынуждено искать новых поставщиков.
При этом медленно, но неуклонно приближается 2019 год — а ведь еще в декабре 2016 международное рейтинговое агентство Standard &Poor’s предупреждало, что в этом году правительство Украины может столкнуться с серьезными трудностями при выплате большого объема подлежащих погашению долговых обязательств.
Однако есть полное ощущение, что власти страны старательно замазывают глаза и уши собственным гражданам громкими заявлениями.
Так, все тот же Гройсман на днях, комментируя продвижение Украины в кредитном рейтинге Moody’s, заявил, дословно, следующее:
«Мы гордимся тем, что международное агентство признало наши достижения в сфере прозрачности газового сектора, государственных закупок, налогообложения, банковском секторе. И мы понимаем, что наши партнеры ожидают реализации уже заявленных правительством реформ, в частности, пенсионной системы, приватизации, земельных отношений. Мы были и остаемся преданными курсу перемен ради будущего государства и улучшения благосостояния граждан».
Казалось бы — все хорошо. Достижения Украины признаны одним из крупнейших — без шуток — международных рейтинговых агентств. Это, несомненно, большой плюс.
Но, тут, как говорится, «есть один нюанс».
Взглянем на оригинальный текст заявления Moody’s Investors Service от 25 августа 2017 года. Как отмечают в компании, обновление рейтингов правительства Украины до Caa2 от Caa3 основано на следующих ключевых факторах:
- Кумулятивное влияние структурных реформ, которые, если они будут устойчивыми, как ожидается, улучшат динамику государственного долга;
- Значительное укрепление внешней позиции Украины.
Интересно, да? Повышение рейтинга основано на том, что, если реформы возымеют эффект, то, благодаря этому, можно ожидать повышения устойчивости государственного и внешнего долга Украины.
Человеческим языком — это означает, что вероятность выплаты Украиной денег по долговым обязательствам может вырасти в случае успешности реформ.
Что характерно, компания в своих расчетах опирается не только на уже проведенные реформы, но и на те, которые только будут претворены в жизнь.
«Основанием для повышения рейтинга является влияние структурных реформ, уже проведенных в секторе природного газа, системы государственных закупок, налогообложения и банковского сектора и тех, которые еще предстоит реализовать, включая пенсионную реформу, которые вместе, как ожидается, улучшат динамику государственного долга», — считают в агентстве.
Более того, далее по тексту есть дополнение:
«Повышение рейтинга было ограничено одной отметкой, потому что в течение следующих нескольких лет Украина столкнется с тяжелым бременем обслуживания внешнего долга, что потребует дополнительного финансирования в иностранной валюте сверх того, что могут предоставить официальные кредиторы. Более того, внутренняя политика и геополитическая напряженность могут нарушить доступ Украины к рынкам частного капитала, а также ослабить валюту с соответствующими негативными последствиями для показателей долга правительства и экономической стабильности»
То есть, здесь аналитики Moody’s солидарны со своими коллегами из Standard &Poor’s в том, что 2019 год может серьезно ударить по экономике страны, поэтому и не спешат давать оптимистичные прогнозы.
При этом справедливо отмечается, что правительство Украины постоянно сталкивается с препятствиями заинтересованных сторон, в частности в отношении земельной реформы и приватизации, хотя складывается ощущение, что аналитики агенства не до конца понимают масштабы коррупции в стране.
«Гражданское общество также решительно поддерживает реформы, особенно усилия правительства по борьбе с коррупцией и связанное с этим укрепление судебных и правоохранительных систем, где прогресс идет по частям, но, тем не менее, имеет решающее значение, если повестка дня реформ будет успешной в долгосрочной перспективе», — утверждают они.
Общество, конечно, их поддерживает, что легко подтвердить рядом социологических опросов. Вот только результаты еженедельных опросов —в течение последних лет — новости о задержаниях коррупционеров всех возможных уровней управления намекают, что «гидру украинской коррупции» победят еще очень и очень нескоро.
В общем, что мы имеем в итоге?
Крупное рейтинговое агентство со множеством оговорок, вроде «если…. то», объявляет, что надежность Украины как должника может увеличиться.
Еще проще — они говорят о том, что страна с большей вероятностью может вернуть взятые в долг деньги.
Это не рост ВВП, это не запуск новых производств, это не кредит под малый процент, который даст толчок экономики — это просто заявление рейтингового агентства, которое пока не дает вообще никаких реальных преференций для падающей в пропасть страны.
Отсюда возникает логичный вопрос — зачем премьер-министр Украины на всю страну объявляет об этом, как о великой победе?
Не потому ли, что реальных достижений нет, и не предвидится, а поднять себе политический рейтинг в преддверии приближающейся схватки в Верховной Раде — насущная необходимость?
Юрий Квинто