IMG_3258Представьте себе, что в мегаполисе собираются возводить новый микрорайон. Рассчитан он будет, допустим, на 500 человек, на территории вырастут многоэтажки, школа, детский сад, супермаркет, развлекательный центр… Для того, чтобы микрорайон и в самом деле появился, а еще — стал не только красивым, но и комфортным для проживания, инженерам необходимо принимать во внимание абсолютно всё. Помимо проектирования самих зданий и сооружений, нужно учитывать рельеф местности, просчитать развертку сетей инженерных коммуникаций, транспортную схему. Также нужно четко определить, откуда будет происходить забор воды, как лучше разместить все объекты друг относительно друга и еще многое-многое другое… Думаете, чтобы это продумать и рассчитать, потребуется армия разных специалистов? А вот и нет. Все эти вопросы могут грамотно решить муниципальные инженеры — специалисты сферы городского строительства и хозяйства.


IMG_3263Макеевке в этом смысле повезло: в ДонНАСА на кафедре «Городское строительство и хозяйство» уже 20 лет готовят выпускников, способных разобраться во всех нюансах инфраструктуры мегаполисов. О том, как в нашем городе идет подготовка специалистов, знающих архитектуру гражданских и промышленных зданий, планировку городов, инженерные системы, транспорт, организацию ландшафтов, «вечерковцам» в канун 20-летия кафедры «Городское строительство и хозяйство» ДонНАСА рассказал ее заведующий Константин Яковенко.

— «Городское строительство и хозяйство» — один из самых актуальных и важных профилей направления «Строительство», обеспечивающий нормальную жизнь современных городов и населенных пунктов, — поделился Константин Анатольевич. — Ведь город — как живой организм, находящийся в постоянном движении, развитии. Там всегда нужно держать руку на пульсе, идти в ногу со временем: решать какие-то повседневные вопросы, связанные с ремонтами или реконструкцией, а также смотреть в будущее — повышать комфортность проживания, внедрять инновации, разрабатывать программы по модернизации. Всему этому мы и учим наших студентов.

— Не удивительно, что за такой подход кафедру ГСХ нередко называют кузницей потенциальных мэров городов…

— Наша кафедра выпускает специалистов, знающих устройство населенных пунктов от «А» до «Я», а для любого руководителя города, как вы понимаете, важно на все 100 процентов быть в теме городского хозяйства — быть компетентным в вопросах градостроительства, улиц и дорог, транспорта, водо-, тепло- и газоснабжения, канализации. Так что наши выпускники вполне могли бы руководить городами: все необходимые знания и навыки для этого у них, потенциальных управленцев, есть.

— Ваших специалистов можно встретить, наверное, на каждом предприятии коммунальной сферы республики…

— Так и есть. За 20 лет существования кафедра выпустила более тысячи муниципальных инженеров, их сегодня в коммунальной сфере можно встретить на всех уровнях. Наши выпускники трудятся в строительных проектных и подрядных организациях, Управлениях градостроительства и архитектуры, администрациях городов, коммунальных предприятиях всех профилей, в управляющих компаниях, ЖЭКах. Как показывает практика, они не испытывают трудностей с поиском работы и всегда востребованы именно благодаря качественному образованию.

— Военное время наложило отпечаток на работу кафедры ГСХ?

— Наша Академия вносит существенный вклад в восстановление республики. В ДонНАСА организованы стройотряды, подобные тем, что существовали в советское время. Стройотряды постоянно участвуют в восстановлении жилья, поврежденного от обстрелов. Туда, конечно, входят и ребята с нашей кафедры.

— Время идет, все вокруг меняется, в том числе и города. Какие профессиональные новации в родной Макеевке хотелось бы внедрить современным муниципальным инженерам?

— На самом деле хочется сделать многое. Но в основном пока беремся за небольшие проекты, потому что в наше военное время глобальные, комплексные задачи решать довольно затратно. На что-то большое, если быть откровенным, и в мирное время трудно было найти средства. Сейчас, когда продолжаются обстрелы, необходимо по максимуму сохранить в городах всё то, что работает, и сделать это так, чтобы ключевые системы сферы ЖКХ функционировали без сбоев. Тем не менее, хочется верить, что с наступлением мира очередь дойдет и до модернизаций. Недавно, например, рассматривалась идея пустить троллейбусный маршрут из центра Макеевки в микрорайон «Зеленый», как это было раньше. Так вот, комиссия подсчитала, что на восстановление линии понадобится более 200 миллионов рублей. И это при том, что электроопоры восстанавливать не нужно — они на месте. Надеемся, что когда обстановка урегулируется, этот проект все же удастся осуществить.

— Ну а если все-таки помечтать и набросать смелый «генплан» на будущее?

— Сегодня в городах остро стоит вопрос переработки твердых бытовых отходов. Просто вывозить ТБО на свалку — неправильно и нерационально. Долго так продолжаться не может, ведь такой подход серьезно нарушает экосистему. Поэтому в Макеевке и республике в целом обязательно нужно строить заводы по переработке ТБО.

Еще хотелось бы вплотную заняться реконструкцией улиц и дорог, оптимизацией работы пассажирского транспорта. Да, с началом боевых действий нагрузка на наши дороги уменьшилась где-то наполовину, поток транспорта снизился, но это же не навсегда. Наступит мир — жители вернутся домой, запустятся новые промышленные предприятия, и проблема автомобильных пробок встанет с новой силой. В этом ключе наша Академия давно предлагает проект создания скоростного легкорельсового транспорта, своеобразной комбинации метро и трамвая, связывающего Донецк с Макеевкой. Еще есть идея — пустить скоростной трамвай по Донецку, используя существующие туннели метро. Оптимальным было бы, чтобы по центральной части Донецка трамвай двигался под землей — по туннелям метрополитена, а на остальной территории — по поверхности. Планировка и застройка города позволяют это сделать.

Интересно было бы рассмотреть вопросы грамотной планировки и застройки города. Заниматься этим комплексно — рассматривать реконструкцию не отдельных зданий, а целых микрорайонов, застроенных «хрущевками», бараками и самостроями. Ведь подобные места, поверьте, встречаются не только на окраинах, но и в центральной части. От такого постепенно нужно отходить, если мы хотим жить в современном городе. Также важно уделять внимание вопросам реконструкции территорий промышленных предприятий, продумать, как грамотно можно было бы распорядиться территориями промзон, на которых остановлено производство, и возобновлять его по различным причинам в будущем не планируют.

От первого лица

Кафедра была и остается уникальной

IMG_3266Аубекир Найманов, доктор технических наук, профессор, один из основателей и первый заведующий кафедрой ГСХ:

— Наша кафедра создавалась в 1996-м на базе двух кафедр: «Теплогазоснабжение и вентиляция» и «Водоснабжение и канализация». Потребность появления специальности «Город-ское строительство и хозяйство» действительно на тот момент назрела: наш город и регион в целом нуждались в муниципальных инженерах, владеющих всем спектром тем и вопросов по городскому хозяйству.

Создавали всё с нуля, при помощи коллег из других вузов, уже имеющих эту специальность. Наша кафедра получилась уникальной. Таковой она, кстати, остается и поныне. Если одни вузы делают упор больше на эксплуатацию зданий и сооружений, другие — на транспорт или архитектуру, то мы развиваем все темы городского хозяйства: градостроительство, дороги, транспорт, водо-, тепло- и газоснабжение, канализацию. Словом, растим специалистов действительно широкого профиля, знания и умения которых позволяют профессионально «обнять» весь город.

«Горжусь, когда встречаю наших выпускников!»

1Вячеслав Шаталов, старший преподаватель кафедры, Почетный гражданин города Макеевки:

— Приятно осознавать, что наша кафедра вот уже 20 лет снабжает предприятия коммунальной сферы города и республики достойными кадрами. Выпускники кафедры ГСХ есть везде. Встречая их на предприятиях и в организациях, в органах местной власти, я всегда испытываю чувство гордости. Потому что знаю: наши специалисты — отлично подготовленные, грамотные, способные решить любую поставленную задачу в сфере городского хозяйства. Всё дело в том, что у нас в Академии им дают не только необходимые знания и навыки, но и прививают любовь к выбранной профессии. Потому что дело всей своей жизни нужно любить. И тогда оно непременно ответит тебе взаимностью.

Специалистам, выпущенным кафедрой ГСХ ДонНАСА, все эти идеи интересны и определенно по плечу. Я верю, что время, когда мы сможем их внедрить в Макеевке и в целом в республике, обязательно настанет.

«Вечерняя Макеевка» — городская массовая газета. Тираж 14003. Адрес редакции: ДНР 86125, г.Макеевка, Центрально-Городской район, ул. Ленина, д.95. Приобрести «Вечерку» можно в городских киосках «Союзпечать». А подписаться — в вашем почтовом отделении, на родном предприятии и в редакции «ВМ».