bcFAam-vh-AПринять участие в традиционном Международном театральном фестивале «На Родине А. П Чехова», что проходил в Таганроге с 17-го по 24-е сентября, горели желанием множество театров. В этом году в оргкомитет фестиваля пришло больше 50 заявок от творческих коллективов из разных городов России. Среди видеопрезентаций постановок — претендентов на участие — был и спектакль «Левша» нашего Донецкого республиканского академического ТЮЗа. Отсмотрев материал, принимающая сторона, ни секунды не колеблясь, постановила: «Левша» во что бы то ни стало должен войти в фестивальную программу! Так уже полюбившийся макеевчанам драматический фарс «с очень человечкиной душой» отправился на Родину Чехова. Отправился, чтобы впечатлить там зрителей до мурашек и побудить их о многом поразмышлять.


Жемчужина с фурой реквизита
В том, что поездка в Таганрог для тюзовцев станет незаурядной, можно было даже не сомневаться. Во-первых, давать «Левшу» макеевчанам предстояло в Таганрогском театре имени Чехова, где все дышит историей, ведь основан театр аж в 1827 году! Во-вторых, выступать нашим артистам предстояло в компании сильных коллег по цеху: из Москвы, Нижнего Новгорода, Вологды, Астрахани и Рыбинска. И самое главное — наш коллектив готовился подарить таганрогским поклонникам театра свою творческую жемчужину — спектакль, ставший настоящим открытием прошлого сезона.

x1KXA26sUbQСказ о тульских мастерах, подковавших «англицкую» стальную блоху, с самой премьеры влюбил в себя макеевчан. Как только ни называли «Левшу» зрители: и творческим взлетом, и находкой, и неожиданным экспериментом, и глотком свежего ветра, и началом новой эры нашего ТЮЗа, и самым душевным спектаклем действующего репертуара… Как нам кажется, справедлив абсолютно каждый из этих эпитетов.

Впечатляет зрителей «Левша» не только современной режиссурой, глубиной русской души, бесподобной живой музыкой и классной игрой актеров, но еще и своим диковинным антуражем — чудными костюмами, декорациями, где имеет значение каждая деталь. Поэтому, как вы понимаете, в вояж на чеховскую землю вместе с руководством ТЮЗа, артистами, техническими работниками отправились все необходимые мизансценам лондонские биг-бены и мценские храмы, тульские ружья и «мелкоскопы»… А это, только представьте, — целая фура всевозможного реквизита.

Зонтики от «человека в футляре»
Рысин— За помощь в организации поездки коллектив театра хочет сказать спасибо Министерству культуры ДНР и лично министру Михаилу Желтякову, — поделился с «вечерковцами» заведующий литературным отделом театра Григорий Рысин. — Еще хочу поблагодарить гостеприимных организаторов фестиваля и таганрогских зрителей. Нас принимали тепло и радушно. Дружеские отношения завязались у нас с директором чеховского театра Сергеем Гертом, актерами Таганрогского молодежного театра и многими другими. Мы смогли увидеть работы коллег, выслушать мнения авторитетных театральных критиков, которые смотрели и оценивали спектакли. Еще было много интересных экскурсий: мы посетили домик, где родился Чехов, прошлись по старинным улочкам, которые помнят великого писателя…

— Кстати, в Таганроге много публики из Донецка и Макеевки, — заметил Григорий Борисович. — Все знали, откуда мы приехали, и были искренне рады встрече. Еще скажу, что в зале не было случайных людей: пришли те, кто действительно любит и понимает театральное искусство. Среди гостей фестиваля оказалось достаточно много молодежи, и это тоже радует. Был еще один любопытный момент: по окончании каждого спектакля всем участникам дарили зонтики. Мы сначала не поняли, почему именно зонты? Все выяснилось, когда на сцене появился учитель словесности Беликов, персонаж чеховского «Человека в футляре» — зонт, как вы помните, был его неизменным атрибутом. После своего знаменитого «Кабы чего не вышло…» Беликов зачитывал эпиграммы, посвященные увиденному спектаклю. После этого коллективу вручали пирог, испеченный по рецепту, который так любил Антон Павлович Чехов. Атмосфера была очень душевной.

Экстрим и простые истины
hzDu58GRcn4Тепло сердец таганрогских зрителей ощущал и режиссер «Левши» Максим Жданович. А для него поездка выдалась с нотками экстрима. Так сложилась ситуация, что в Таганроге Максим не только «дирижировал» спектаклем, как режиссер, но и вдобавок исполнял роль казака Платова. Говорит, очень по поводу этого профессионального «раздвоения» переживал. Судя же по откликам, его волнение осталось для всех сидящих в зале «за кадром».

На первый же план для таганрогского зрителя вышли все те же простые истины, открывшиеся и для зрителя макеевского — то самое главное и сокровенное, о чем хотел сказать в своей повести гениальный Лесков и что бережно сохранил в своем спектакле коллектив нашего ТЮЗа. Сочный язык повествования, замысел автора, настроение, атмосфера — тюзовцы сохранили, не побоимся этого слова, саму душу произведения, раскрыв зрителю все наше, русское, живое, вечное: характер, талант, широту души, доброту, простоту, любовь к Отечеству.

Рецепт такого поистине искусного воплощения тоже оказался простым, как и все гениальное: над спектаклем трудились всем коллективом.

LQizol8-vYk— Эту большую работу мы проделали вместе, — поделился Максим. — Тема зацепила всех, равнодушных в коллективе не было. Когда создавался спектакль, наверное, каждый приходил ко мне со своими придумками и интересными манками. Для меня, как для режиссера, это было огромное счастье! Таким же счастьем стала возможность показать свою работу в Таганроге. Волновался я ужасно, поэтому толком ничего не помню. Но одно ощущал четко: из зрительного зала на сцену шла теплая энергия, она нас подпитывала. Зритель переживал все происходящее эмоционально, искренне. Было ощущение по-настоящему народного театра, где стираются рамки времени и пространства, а все происходит просто с тобой рядом, здесь и сейчас. Просто тема «государство-народ-Родина», которая здесь затронута, я уверен, и через 200 лет останется актуальна и будет продолжать волновать сердца.

Открыли чувство Родины
Фестивальный день, когда давали «Левшу», заслуженный деятель искусств РФ Олег Пивоваров назвал праздником смысла и триумфом русской классики. Зрители и артисты были на одной волне, увиденному на сцене гости аплодировали стоя. Своя порция искренних оваций досталась каждому участнику актерского ансамбля, но с особой нежностью грела публика в лучах сердечного тепла милого Левшу, которого сыграл Вадим Басалыгин.

s3ydePwVu4sЭто как раз тот случай, когда талантливый актер встретился с ролью своей мечты. В нашем ТЮЗе Вадим Басалыгин сыграл около 100 персонажей. Любит каждого из них, но образ обаятельного тульского мастера, подковавшего блоху, пленил его особенно.

— Всякий раз выходя на сцену в роли Левши, я испытываю нереальное удовольствие, — поделился с «вечерковцами» актер. — Такие истинно народные спектакли случаются не так часто, а этот как раз отражает важные общечеловеческие моменты, а в светлом образе Левши открывается вся суть простого русского человека. Он настоящий патриот, народный талант, который все силы свои отдаст ради Отечества. При своих умениях Левша мог бы спокойно остаться в Англии, где, кстати, его восхитила хозяйственность и те условия, в которых живут рабочие. Однако он от всего отказался и всё равно стремится на Родину. Почему? Узнав английский секрет ухода за оружием, единственным желанием тульского мастера остается возможность сообщить об этом секрете царю, ибо эти сведения действительно — государственной важности. Такие спектакли побуждают гордиться своим народом, своим Отечеством. И таганрогские зрители признались, что своим спектаклем мы раскрыли им это самое чувство Родины.

Закончить же наш журналистский сказ о поездке ТЮЗа на Родину Антона Чехова хочется отзывом о спектакле Таганрогского молодежного театра, который подтверждает все сказанное Вадимом Басалыгиным:

— Эмоциональный, яркий спектакль! Такого точного понимания всей истории «Левши» мы еще не встречали. Спектакль продуман до мелочей. Сильная команда актеров, прекрасное музыкальное оформление, точное режиссерское решение создают законченный художественный образ спектакля. Как удалось вывезти ребятам спектакль на Чеховский фестиваль в такое непростое для республики время — мы не знаем. Но то, что эти люди знают о Родине что-то такое, чего, наверное, мы в России не до конца еще понимаем, — это однозначно.