Мет 3 мероприятияВ это воскресенье, на самом пике лета, Макеевка традиционно будет чествовать героев труда — творцов металла и кокса. Металлургия для нашего города остается одной из базовых отраслей промышленности, от состояния которой зависит решение многих социальных вопросов.

Несмотря на сложности военного времени, в цехах кипит работа, которую выполняют профессионалы своего дела.

Профессиональный праздник пришел в цеха Ясиновского коксохимзавода с оптимизмом. После вынужденного простоя, вызванного блокадой республики, предприятие вновь ступает на рабочую стезю. Войдя в состав ЗАО «ВНЕШТОРГСЕРВИС», объединившего всю металлургию республики, коллектив ЯКХЗ сразу же почувствовал о себе заботу. Выплата заработной платы стала первой положительной переменой. Сейчас успешно реализуются планы по запуску самого предприятия в работу, определен потребитель продукции ясиновских коксохимиков, формируется портфель заказов. Значит, жизнь продолжается!

Это почувствовали и журналисты «Вечерки», накануне праздника побывавшие в цехах филиала №6 «ЯКХЗ» ЗАО «ВНЕШТОРГСЕРВИС».

Завод силен трудовыми династиями

IMG_0897Начальник смены, старший мастер коксового цеха ЯКХЗ Валерий Мордовец – продолжатель славной династии коксохимиков. Его дед, Василий Григорьевич, водитель по специальности, участвовал в строительстве предприятия. Отец, Анатолий Иванович, работал мастером-электриком в коксовом цехе. Мама, Тамара Васильевна, — тоннельщицей, кабинщицей, сортировщицей. Парикмахером в банно-прачечном комбинате трудилась сестра Наталья…

После окончания школы пришел в автоцех завода и сам Валерий – первая попытка поступить в институт оказалась неудачной.

Поработал недолго – пришла пора Родину защищать. Служба Валерию Анатольевичу точно медом не показалась. По-гранотряд в Закавказье, там же – сержантская учебка в тогдашнем Пришибе и распределение на заставу Пояркова в Амурской области на Дальнем Востоке…

После дембеля пошел по проторенной дорожке на Ясиновский коксохим. Правда, решил стать газовщиком – перспективы соблазнили.

— Тогдашний начальник коксового цеха Николай Иванович Вегеря принял меня без долгих разговоров и наставлений, — вспоминает Валерий Анатольевич. – А первым учителем на производстве стал Иван Николаевич Вегеря, старший газовщик. Конечно, изначально впечатления от завода были не самые радужные – жара, неприятный запах. Но подучился маленько, получил разряд – и за работу. В первые пару лет не сбежал, и это главное. Кто этот «возрастной ценз» выдержал – тот остался на предприятии.

Поначалу Валерий Мордовец работал в газовой группе, потом стал старшим газовщиком. А затем и карьерного роста захотелось.

— Иван Николаевич Вегеря, в то время уже возглавивший цех, не возражал, отправил мастером в третью смену, — рассказывает Валерий Анатольевич. – Начальник смены Александр Кириллович Саенко стал моим наставником совсем другой по характеру работы.

Сложные времена предприятие пережило в 90-е прошлого века. Оно фактически было на грани остановки. Из-за задолженности по зарплате, которая достигала 9 месяцев, после смены на ЯКХЗ ездил Валерий Мордовец на смену в пекарню – хлебушек выпекал. А с вхождением в концерн «Энерго» дела пошли на поправку: задолженность по зарплате погасили, батареи старые запустили и новые поставили… Ко всем шести работавшим ранее батареям Валерий Анатольевич имел непосредственное отношение. Об этом свидетельствуют Грамота от концерна и солидное денежное поощрение. Точнее, воспоминание о нем. А сейчас его портрет – на заводской Доске почета.

Хотел ли он, чтоб жизнь сложилась по-другому? А кто знает, как бы оно было. В юности увлекался светомузыкой, электроникой, даже в институт поступил сразу на факультет автоматики и телемеханики. Но дальше увлечения дело не пошло. Из Донецкого политехнического института ушел после первого курса – учеба мешала молодости. Но поскольку без образования – никак, перевелся в Донецкий политехникум. А затем вошел второй раз в ту же реку – окончил-таки ДПИ. Правда, по другой специальности – технология коксохимического производства.

Несколько изменились и личные пристрастия. Раньше Валерий Анатольевич на мотоцикле гонял, порыбачить любил. Сейчас же пересел на авто, а свободное время проводит в бабушкином огороде – к земле потянуло. Рядом с ним – и супруга Ольга Борисовна, работающая в Пенсионном фонде Кировского района.

А вот сыну Роману – не до грядок. Хоть в школе (он учится в 50-й) и каникулы, но никак нельзя терять ему спортивную форму. Роман, воспитанник тренера Елены Сергуниной из ДЮСШ №1, – один из сильнейших мастеров тхэквондо в городе, обладатель увесистой коллекции наград, завоеванных и до войны в украинских соревнованиях, и сейчас – в российских. Он покорял пьедесталы почета Харькова и Днепропетровска, Ростова-на-Дону и Таганрога…

А сейчас у Валерия Анатольевича и Ольги Борисовны – настоящий семейный праздник. Из Москвы на побывку приехала дочка с внуком, которая в Белокаменной вместе с супругом занимается адвокатской практикой.

— Не знаю, как бы все сложилось в жизни, если бы я выбрал другую стезю, — размышляет Валерий Анатольевич. – И думать об этом не стоит – жизнь не терпит сослагательного наклонения. Да огорчаться нечему – по большому счету, жизнь удалась. Лишь бы не стреляли…

Забота о людях даёт результат

IMG_0899Олег Шаюк, начальник цеха улавливания химических продуктов коксования ЯКХЗ, пришел на предприятие в 2001-м, сразу после окончания Донецкого Национального технического университета. Как признается сам Олег Владимирович, в детстве он не мечтал стать коксохимиком. Но перейдя из ОШ №50 в лицей «Престиж», где создавались профильные классы, не мог не увлечься химией – преподаватель была настолько требовательной, что предмет знали все без исключения ученики. Потому выбор специальности – химик-технолог – был вполне логичен.

— Пришел я в цех сероочистки аппаратчиком по очистке коксового газа по пятому разряду, — рассказывает Олег Шаюк. – Там и началась моя трудовая карьера. В 2014-м перешел в цех улавливания заместителем начальника, а в декабре 2015 года возглавил это подразделение ЯКХЗ. Время было непростое – из-за обстрелов цех работал периодически. Но коллектив принял вызов судьбы.

Сейчас в штате цеха – 125 работников, обеспечивающих в технологической цепочке предприятия транспортировку коксового газа из газосборников коксовых батарей через химическую аппаратуру цеха улавливания, очистку газа от химических компонентов с производством товарной продукции и дальнейшую его передачу конечным потребителям – непосредственно на обогрев коксовых батарей и ТЭЦ, а зимой в небольших объемах – еще и в углеподготовительный цех.

Главное, по мнению руководителя, – текучесть кадров, а она в настоящее время не является критической и пошла на спад. Да, коллектив с 2014 года обновился, но осталась старая гвардия – работники с колоссальным опытом работы.

— Прежде всего, это старший мастер Виктор Васильевич Козачук, возглавляющий смену №4; мастер производственного участка Сергей Петрович Коськин; заместитель начальника цеха по оборудованию Николай Викторович Ревякин, представитель трудовой династии на ЯКХЗ; механик цеха Александр Викторович Коврига… То есть на ключевых позициях – настоящие асы коксохимии, — отмечает Олег Шаюк. – Но и на молодежь, которая заменила ушедших из цеха работников, грех жаловаться. Она быстрее и шустрее ветеранов. Хотя в нештатных ситуациях в первую очередь опираемся на нашу гвардию.

Было же нестандартных ситуаций за последние три года с избытком. Раньше по количеству и за 10 лет столько не набиралось, утверждает начальник цеха. А возникали они по объективным причинам, например – во время полного обесточивания предприятия или артиллерийских и минометных обстрелов. Построенный в 50-е годы прошлого века, завод не переживал ранее боевых действий. Во время необъявленной войны он останавливался трижды – дважды из-за обстрелов, а в нынешнем году – из-за блокады со стороны Украины. Невозможность поставки на предприятие сырья и отправки продукции прежним потребителям сделали остановку ЯКХЗ неизбежной. Коксовые батареи были переведены в режим горячей консервации. Но во время каждой остановки коллектив предпринимал все необходимые меры, чтобы не допустить на заводе непоправимой ситуации. И это ясиновским коксохимикам удалось.

— Последний раз остановились мы в марте, — вспоминает Олег Владимирович. – Сырье закончилось, угольное поле опустело. Переживали очень сильно – как оно дальше будет? Но вскоре коллектив убедился, что ЯКХЗ не оставлен на произвол судьбы. Мы вошли в состав ЗАО «ВНЕШТОРГСЕРВИС», объединившего всю металлургию республики. Изначально перед администрацией были поставлены две задачи: выплата заработной платы и запуск предприятия.

И сразу произошли перемены и в сознании работников. Ведь на угольном поле стал появляться уголек, изначальные планы по запуску предприятия превратились в конкретные задачи с обозначенными датами. А когда запустили завод, это была победа!..
Конечно, вопросы всегда были, есть и будут. Тем более, что прежняя цепочка, работавшая практически без сбоев, оборвалась на украинских блокпостах. В поисках новых партнеров пришлось приложить усилия. А переориентироваться и найти свою нишу моментально – просто нереально.

— Тем не менее, коллектив цеха настроен оптимистично, — убежден Олег Шаюк. – Регулярно выплачивается заработная плата. Определен потребитель коксовой продукции Ясиновского. Сейчас формируется порт-фель заказов на месяц. Я искренне верю в самое безоблачное и перспективное будущее гиганта донецкой коксохимии – Ясиновского коксохимического завода.

Виртуоз автомобильного дела Юрий Бурцев

IMG_0912— Придется немного подождать героя вашего очерка. Как раз сегодня Юрий Алексеевич получил наряд управлять бульдозером на угольном складе, — встречая нас, сказал заместитель начальника автотранспортного цеха Валерий Журавский.

Набрав нужный номер, Валерий Викторович попросил кого-то:

— Журналисты уже ждут Бурцева. Пусть заводит погрузчик и подъезжает к цеху.

И продолжил беседу с нами:

— Ожидание может затянуться. Бурцев не заведет машину, не проверив масло, не поедет, не прогрев мотор. Такой он человек, — характеризовал нашего героя Журавский. — В автоцехе Юрий Бурцев трудится более 10 лет. Это — один из ответственных водителей. Как специалисту ему цены нет. И в ремонте машин он силен, а как водитель — просто виртуоз. А вот и он сам, — прервал свой рассказ руководитель цеха, увидев на пороге кабинета Бурцева.

— Где вы учились водительскому делу? — с этого вопроса начали мы знакомство с Юрием Алексеевичем.

— Если скажу, что за рулем я с детства, поверите? — вопросом на вопрос ответил Бурцев. И продолжил. — Сначала был велосипед, затем мопед, потом старенький «Запорожец». Но по-настоящему машину почувствовал, когда сел за руль вездехода. Это было на Камчатке. Как там оказался? Вообще-то я родился в Донецке, затем всей семьей переехали в Макеевку. А когда отцу-геологу предложили работу на Камчатке, туда и направились. Это все было еще при Союзе. Когда в 2004-м вернулся на родину, то пришел на Ясиновский коксохимзавод в автотранспортный цех. С тех пор и не менял место работы. А зачем? Меня здесь все устраивает. Коллектив хороший. Техника, которой управляю, солидная.

— И что, не хотелось пересесть на какую-нибудь серьезную иномарку? — интересуемся.

— Мне здесь все по душе. Я на Чукотке намотал столько километров, и в пургу приходилось управлять машиной.

— Руководство цеха предлагало ему возглавить механическую службу, — вступает в диалог Валерий Журавский. — Но Юрий не согласился.

— Почему? — спрашиваем.

— Да я, конечно, мог бы. В Магадане закончил техникум, имею соответствующую специальность. Но мне больше нравится управлять техникой.

— А в личном гараже есть авто? — спрашиваем.

— Да, имеется. На нем с женой Натальей Николаевной (она у меня в лицее работает) любим путешествовать во время отпуска. На дачу ездим.

— У вас внучка или внук?

— Дочь Юля подарила нам прекрасную внучку Ариану.

— Просится за руль?

— Она еще маленькая. Но подрастет — научу ее управлять автомобилем.

Сомневаться в этом мы не станем. А пожелаем Юрию Бурцеву «ни гвоздя, ни жезла».

Анатолий Мезга: «Профессия, ставшая судьбой»

SONY DSCМеталлургами не становятся случайные люди. Эта профессия – удел сильных и трудолюбивых, тех, кто связывает свою жизнь с ней раз и навсегда. Наверное, поэтому среди металлургов очень много трудовых династий, ведь часто отцы влюбляют своих сыновей в огненную стихию расплавленных потоков стали и чугуна. И не важно, идут ли дети на те же заводы или же, выбрав гордую профессию предков, даже за тысячи километров продолжают их дело.

Яркий тому пример — заместитель начальника цеха прокатного передела по инжинирингу филиала №3 «ММЗ» ЗАО «Внешторгсервис» Анатолий Мезга. Это сегодня от 250 человек, входящих в возглавляемую им службу, во многом зависит работа всего производства, от маленького подшипника до мощных машин. А начинал свой трудовой путь Анатолий Николаевич в далеком 1990 году, когда по распределению после вуза пришел на макеевский метзавод в мартеновский цех помощником мастера. Год за годом он буквально впитывал в себя знания и оттачивал мастерство своей профессии, продвигаясь по карьерной лестнице. А по-другому и не должно было быть, так как Анатолий – потомственный металлург и продолжатель династии.

— Я родом из Казахстана, а вот родители мои из Белоруссии. В свое время они приехали на строительство так называемой казахстанской магнитки — местного металлургического гиганта, так и остались там. Отец работал бригадиром на разливке чугуна в доменном цехе. Я часто приходил к нему на работу – интересно было, — вспоминая свое детство, отметил Анатолий Мезга. – Поэтому мой выбор профессии был осознанным. А когда учился, то и практику у отца в цеху проходил.

По приезде в Макеевку молодому парню все казалось привычным, ведь производство то же, вот только размах нашего завода, несмотря на его величие, был чуть поменьше, да и природа та же. Донецкие степи всегда напоминали о родине.

И даже несмотря на распад Совет-ского Союза и последующую экономическую лихорадку отрасли, парень не спасовал и остался здесь. Хотя и была возможность вернуться на родину, в Казахстан – распределения к тому моменту уже были отменены. Как говорит сам Анатолий Николаевич: «Первые годы мы жили и работали еще по накатанной – конференции, слеты молодых специалистов. Было интересно. Поэтому прижился я тут быстро».

Кстати, Макеевский метзавод стал для него не только местом работы, но и своего рода сватом. Ведь именно здесь Анатолий познакомился со своей будущей половинкой. Светлана, к слову, тоже не коренная макеевчанка, тогда трудилась в мехслужбе мартеновского цеха смазчицей. Как известно, огонь закаляет сталь, а огонь сердец – любовь, вот и их чувства быстро переросли в счастливую семью. А со временем Анатолий перевез своих родителей к себе – в ставшую уже родной Макеевку.

А вот сын Александр не пошел по отцовским и дедовским стопам, а выбрал более современное направление – IT-технологии. Но, кто знает, может, и он когда-то будет инженером-компьюторщиком или программистом на современном металлургическом производстве, требующем применения его знаний.

Несмотря на то, что сегодня наш завод переживает трудные времена, работы у Анатолия Мезги всегда хватает. И даже в выходные дни иногда приходится решать производственные вопросы, поэтому одна из основных отдушин для него – побыть дома с семьей. Хотя есть еще и слабость – рыбалка.

— Так получилось, что первым этим увлекся сын еще в старших классах, — говоря об уже семейном хобби, отметил Анатолий Николаевич. – А потом и меня вовлек в это. Должен же был его кто-то возить на рыбалку.

Раньше, до боевых действий, география рыбалки была более обширная, но и сейчас он старается каждый удобный случай посвятить своему увлечению. Говоря же о своем улове, мой собеседник был скромен, отметив, что до рекордных трофеев еще далеко, но амур на 8 килограммов в его садке бывал.

Есть еще отцовский дом, который отлично заменяет дачу, где можно и поработать на земле, и отдохнуть. Так что День металлурга, ставший уже настоящим семейным праздником, связавшим поколения, они отметят дружной компанией.