%d0%ba%d1%80%d0%b0%d1%81%d0%bd%d0%be%d0%b4%d0%b0%d1%80-6Так уж сложилось, что, как и многие мои земляки, последний раз пределы Донецкой области я покидала еще в благополучном и далеком 2013-м. И поэтому предстоящая, скажем так, по семейным обстоятельствам поездка в Краснодар задолго до отбытия стала весьма волнительной – каким он окажется, другой мир без войны, как встретит? Как впишемся в него мы, привыкшие жить в жестких рамках незатихающего противостояния и только начинающего писать собственную историю государства?


Вперед, в другой мир
…Макеевка провожала нас неласково. Словно желая усилить душевную тревогу, осеннее небо пролилось холодным затяжным дождем до самого вечера, а ветер охотно хлестал по лицу и пытался вырвать сумки из рук. Поэтому оказаться в теплом и мягком салоне автобуса уже показалось почти счастьем. А предстоящая 12-часовая поездка перестала пугать неизвестностью.

И действительно, путешествие изнуряющим не оказалось. Часа через полтора мы уже были на пограничном пропускном пункте. Здесь слегка не повезло — перед нами встал в очередь ростовский автобус, до отказа заполненный пассажирами. Пришлось довольно долго ожидать, пока все они пройдут досмотр. Когда двенадцать человек нашего автобуса наконец-то были пущены в терминал, большинство, простите за подробности, устремились к туалету. А там — замочек, открытые клозеты — по другую сторону границы, в России. То есть пропустят тебя — все в порядке, нет — терпи и свои проблемы вези обратно домой.

Подавая таможеннику паспорт и заполненную миграционку, не скрою, слегка занервничала: границу пересекала впервые в жизни, к тому же с новеньким паспортом Донецкой Народной Республики. Но никаких проблем не возникло — как и остальным пассажирам, мне вежливо пожелали доброго пути. Полный досмотр двенадцати человек — паспортный контроль, проверка багажа, рамка металлоискателя и уставшая служебная собака — занял около получаса. И мы — на земле российской.

На часах было слегка за полночь, и не раз по привычке за нервы дергала мысль: “Как же ехать дальше, ведь поздно, комендантский час?”. Или: “Глянь, ночь на улице, а у них машины ездят, не боятся?!”. Потом вспоминала, что это Россия и здесь все по-другому. Действительно по-другому. Везде — огни, огни, огни… И вдоль трассы, и вдали от нее. Настолько гладкая дорога, что кажется, будто ты не на колесах едешь, а плывешь по ней. Спать не хотелось, мы с любопытством смотрели в окно, стараясь разглядеть в ночи силуэты иной, “заграничной” жизни.

Traffic Jams in Moscow Cause Power OutagesОкно в окно, авто к авто
В Краснодар въезжали с началом нового дня. С первыми лучами солнца и первыми километрами на въезде в город пришло твердое убеждение — мы едем по территории государства, истинной державы. Твердо и уверенно стоящей на ногах и стремительно развивающейся. На подступах к краевому центру все сплошь и рядом застроено различными, в основном строительными же, гипермаркетами невиданных ранее размеров и ассортимента. Каждый из них — такой себе небольшой самостоятельный торговый городок, в котором есть все. Чтобы вы поняли — наши супермаркеты в сравнении с ними выглядят так себе магазинчиками.

Слегка одичав на родине за последнее время, мы радовались, как дети, увидев на рельсах новенький, ярко окрашенный железнодорожный состав с пассажирскими вагонами. Словно спеша добавить нам эмоций, в небе зажужжал лопастями вертолет. А уж за изящно оставляющим за собой в небе белый кружевной след самолетом я наблюдала, открыв рот, пока не заболела шея. Вот уж никогда не думала, что такие простые и привычные в прошлой жизни вещи могут радовать сейчас, словно воспоминания о счастливом и беззаботном детстве.

%d0%ba%d1%80%d0%b0%d1%81%d0%bd%d0%be%d0%b4%d0%b0%d1%80-5Краснодар очаровал просто с первого взгляда (да простит меня родная Макеевка). Во-первых, здесь очень красивое небо. Высокое, как купол храма, и легкое. Такой же светлый, широкий, просторный и сам город. Какой-то невероятно огромный. Конечно, есть здания и улицы старой, изящной архитектурной застройки. Но в первую очередь в глаза бросаются красивейшие современные высотки — словно в экране телевизора. Причем строятся они не по- одиночке, с нуля возводятся целые микрорайоны и жилые комплексы. Цены на квартиры в них, как сообщают многочисленные объявления и рекламы ЖСК, — от 39 тысяч рублей за квадратный метр. Для нашей психики цифры мало приемлемые. Но не было бы спроса — не было бы и строек. Местные говорят, что много квартир в Краснодаре покупают приезжающие с Севера “заробитчане”. Кто-то остается здесь насовсем, кто-то жилье сдает, имея дополнительный доход в 15-20 тысяч рублей в месяц.
Тут добавлю ложку дегтя. Строительство в городе ведется настолько активно, что возводимые дома смотрят друг другу буквально окно в окно. Дворов практически нет, как и привычной нам зелени на улицах. Даже парковок порой не предусмотрено, и по вечерам владельцы авто тщетно маются в поисках свободного местечка, где можно было бы пристроить машину. Смотришь с балкона, а вместо газонов и клумб во дворе — сплошь крыши автомобилей.

%d0%ba%d1%80%d0%b0%d1%81%d0%bd%d0%be%d0%b4%d0%b0%d1%80-4Вообще такое количество машин я вряд ли видела когда-то в своей жизни. На дорогах, парковках, во дворах — “автомобили, автомобили буквально все заполнили”. Отсюда, конечно, неизбежные пробки. К примеру, на получасовую в обычном режиме дорогу в час пик можно потратить в три-четыре раза больше времени. А порой и вовсе проще дойти пешком. Учитывая, что в Макеевке я нервничаю, когда по пути на работу моей разбитой и переполненной маршрутке попадается более трех “красных” светофоров, “пробковое” терпение краснодарцев вызывает у меня безграничное уважение.

А все потому, что практически в каждой семье есть авто, почти в каждой второй — две машины. Наступивший здесь кризис, который так тешит и радует Украину, для местных в основном выражается в том, что вместо автомобиля за 200 тысяч приходится покупать за 160-180. К слову, работы в городе полно, но за 15-20 тысяч рублей трудятся в основном приезжие, из Донбасса и Незалежной в том числе.

%d0%ba%d1%80%d0%b0%d1%81%d0%bd%d0%be%d0%b4%d0%b0%d1%80-3О благах цивилизации вроде отопления, круглосуточной подачи воды (и горячей тоже!) в красивые современные квартиры, вымытых подъездах (а какие в них лифты!), вычищенных тротуарах, гладких дорогах и прочих подобных “мелочах” говорить даже не стоит — здесь это всеми воспринимается само собой, как Божий день. Новенькие, просторные, с огромными окнами, троллейбусы и современные чистые маршрутки — тоже привычная обыденность. К слову, за комфорт приходится платить — проезд в троллейбусе стоит 20 рублей.

А что почем?
Следующий за внешними впечатлениями волнующий всех вопрос — цены в магазинах. Здесь при желании каждому покупателю можно подобрать товар на собственный вкус и кошелек. Мы зашли за покупками в супермаркет “Лента” — по внешнему виду точь-в-точь наш бывший “Эпицентр”, только вместо стройматериалов на огромных полках — тюки с продуктами. Я искала ценники с цифрами, похожими на наши. Нашла легко, и немало. Были цифры даже поменьше. К примеру, масло растительное стоило 86 рублей за литр, сливочное — от 60 рублей за пачку, картофель — 7 рублей за килограмм, морковь — 13, яблоки — 60. Мясо, сыры, колбасы, молочные продукты, конфеты — немыслимое количество сортов и цен соответственно. Приятно удивило отличное качество: молоко, колбаса, даже овощи и фрукты — абсолютно все купленное оказалось очень вкусным, несмотря на невысокую, тем более для Краснодара, стоимость.

К слову, здесь же без проблем на ДНР-овский паспорт оформили сим-карту оператора “Билайн”. Заплатили 200 рублей. Такая же сумма оказалась на счету, тариф — 2 рубля в день независимо от времени разговора.

Невозможно было не заметить, что в городе очень много различных заведений фаст-фуда, причем везде есть посетители, и немало. Не удержавшись, зашла в знакомый по рекламным роликам KFC. Оказалось, невероятно вкусно. Все блюда готовятся только из курицы, в отличие от синтетического “Макдональдса”.

%d0%ba%d1%80%d0%b0%d1%81%d0%bd%d0%be%d0%b4%d0%b0%d1%80-7Из замеченного впервые именно в Краснодаре — по всему городу очень много павильонов и магазинчиков с вывесками “Раки. Пиво”, “Раковая”. Почти на каждой остановке общественного транспорта — крошечная фирменная мини-кофейня “Дим-Кофе”, где можно купить вкуснейший кофе, чай, что-то перекусить.

Очень высоки по нашим меркам в Краснодаре цены на услуги — будь то парикмахерская, стоматолог, косметический салон или автосервис. Ну что сказать — спрос порождает предложение. Люди хотят жить красиво и готовы за это платить. Благо, есть чем.

%d0%ba%d1%80%d0%b0%d1%81%d0%bd%d0%be%d0%b4%d0%b0%d1%80-8Жизнь вне политики
Но это все о стороне материальной. Не могу не сказать и о том, что люди здесь тоже несколько другие. Никто не ноет, не жалуется — на нужду, на цены, на налоговую, не ругает в транспорте очередное “бандитское” правительство, не оправдавшее их надежды и разворовавшее страну, и т.д. и т.п. Никто не устремляется к экранам телевизоров в надежде угадать свою дальнейшую судьбу из очередного выпуска новостей или политического ток-шоу. Даже к нам, приехавшим из воюющего Донбасса, особого интереса никто не проявлял и с расспросами не лез. Люди здесь вне политики. Они просто наслаждаются жизнью — ведут бизнес, хорошо питаются и отдыхают, по вечерам поют в караоке, в отпуск ездят на курорты, многие — за границу. И эта легкость существования временно передалась и мне — никогда за последнее время я не чувствовала себя так хорошо и спокойно, как в благодатном Краснодарском крае. К слову, за несколько дней я не услышала здесь ни одного так присущего русскому человеку матерного выражения. Скажете, просто повезло? Возможно.

Знаю наверняка, что найдутся люди, которые, прочитав эти строки, недоверчиво усмехнутся — ну прямо рай какой-то получается, вряд ли всем так уж сладко в нем живется. Спорить не буду, возможно, мое мнение слишком субъективное. Но эта поездка, процветающий богатый край и встреченные там счастливые и приветливые люди легли на мою душу, как бальзам, надолго оставив светлый теплый след. И очень горько было почувствовать, как сжалось по возвращении домой мое сердце — не от радости, увы, а от горечи в душе за свой город и его людей, которым так хотелось бы привезти в подарок хоть немного легкой беззаботности благополучного мирного бытия.

— Краснодар (до 1920 года — Екатеринодар) — город на юге России, расположенный на правом берегу реки Кубань, на расстоянии 120—150 километров от Чёрного и Азовского морей, и 1340 км от Москвы.

— Административный центр Краснодарского края. Крупный экономический и культурный центр Северного Кавказа и Южного федерального округа, центр историко-географической области Кубань. Неофициально именуется столицей Кубани, а также южной столицей России.

— Население — 853 848 человек.

— По версии РБК, в 2013 году Краснодар занимал первое место в общероссийском рейтинге городов с растущей деловой активностью.