SONY DSCНу кому из нас не нравится бывать в театре?! Удобно разместиться в зрительском кресле, а когда в зале погаснет свет — смотреть-сопереживать-размышлять. Но меня, как журналиста по профессии и просто любознательного человека по жизни, всегда интересовал не только готовый результат — спектакль, который мы видим в итоге. Очень хотелось заглянуть за кулисы, чтобы своими глазами увидеть, как по ту сторону сцены рождается новая постановка и даже, быть может, в этом процессе поучаствовать.


Поэтому новый «вечерковский» проект «Журналист меняет профессию» пришелся как раз кстати. Благодаря ему на один день моя мечта осуществилась — я стала помощником режиссера нашего Донецкого республиканского академического ТЮЗа. Коллектив театра доверил мне «помрежить» на репетиции лирической комедии «Шесть блюд из одной курицы».

SONY DSCОтлаженный рабочий процесс
Позвольте сначала несколько слов о самом спектакле. «Шесть блюд из одной курицы» — премьера нынешнего сезона, дебют директора ТЮЗа Татьяны Репуновой в качестве режиссера. Сюжет спектакля по пьесе драматурга Ганны Слуцки незамысловат, но при этом небанален: мама через брачное агентство подыскивает жену своему сыну, кандидатки же на руку и сердце «Мурзика» (так ласково называет свое чадо мать) подбираются весьма колоритные…

Словом, не обратить внимание на эту неор-динарную пьесу Татьяна Репунова просто не могла. К этой истории Татьяна Ивановна провела творческие параллели от «Ромео и Джульетты»: и у Шекспира, и у Слуцки вмешательство родителей в отношения своих детей приносит несчастье. Но не спешите заранее огорчаться: если у Шекспира все заканчивается гибелью влюбленных, то в нашем спектакле будет все-таки счастливая развязка. Идею Татьяны Ивановны поставить «Шесть блюд из одной курицы» поддержал главный художник ТЮЗа Александр Григоров, создав спектаклю прекрасное оформление, неповторимое же музыкальное и видеосопровождение комедии подарил Сергей Волженцев.

И вот в процесс поиска идеальной невесты для главного героя пришло время включиться и мне. Репетиция спектакля начиналась в 11 утра. Но режиссер, актеры и сотрудники всех вспомогательных цехов театра собрались на работу за несколько часов (это я пишу для тех, кто до сих пор думает, что рабочий день в ТЮЗе начинается в богемный полдень). Первыми на подмостки вышли монтировщики, чтобы установить декорации, потом там трудились художники по свету, звукорежиссеры… Кипела работа и в других цехах: из реквизиторского и бутафорского на сцену уже несли полочки, столы и стулья, из которых впоследствии сложилась та самая уютная комнатка, где разворачиваются события «Шести блюд из одной курицы». Костюмеры тем временем наглаживали платья, гримеры наводили артистам мейк-ап. Позвольте спросить, а чем же в этом отлаженном рабочем процессе должен заниматься помощник режиссера?
Коньяк и 5 дамских сумочек

— Задача помрежа — помогать режиссеру на репетициях и при проведении спектакля, координируя работу актеров и всех театральных служб, — проинструктировал меня заведующий литературным отделом ТЮЗа Григорий Рысин.

SONY DSCДругими словами, как помреж я буду следить за тем, чтобы на сцене вовремя оказались все актеры – в гриме и костюмах, в окружении нужной обстановки и реквизита, чтобы в порядке были декорации, четко работали звук и свет, опускался и поднимался занавес. Разобравшись, что к чему, мне просто не терпелось приступить к своим обязанностям.

Первым делом отправилась на сцену — осмотреть комнату, где развернется действие спектакля. Вникая, правильно ли установлены декорации, расставлена мебель и необходимый реквизит, пришлось порыться даже в … бумажнике главного героя. Там, кстати, было все в порядке — лежали необходимые по сюжету деньги и визитные карточки. Из любопытства заглянула и в бутылку с коньяком, который по ходу действия пьют герои. Коньяк в бутылке был. Правда, разумеется, не настоящий. «Роль» крепкого спиртного в комедии исполнил черный чай.

Несмотря на то, что сценический антураж был идеальным, начальник реквизиторского цеха ТЮЗа Людмила Калинская все равно находилась за кулисами.

— Мы обязательно должны быть здесь во время репетиций и спектаклей, — объяснила Людмила Борисовна. — Вдруг, например, актер ненароком разобьет бокал — его нужно будет сразу же заменить. И сделать это нужно так, чтобы не нарушился ход спектакля и зритель не заметил происшествия.

Рядом с Людмилой Калинской — костюмер Елена Бормотова и ее «подопечные» — 5 дамских сумочек, халат с тюрбаном и домашними тапочками, белоснежный костюм-двойка и шляпка. Всю эту красоту заготовили, как вы поняли, для переодевания. Забегая вперед, скажу, что по ходу действия героям придется несколько раз обновить гардероб, а Елена будет помогать им переодеваться прямо за кулисами.

Начальник радиоцеха Наталья Бессарабенко и художник по свету Юрий Сопин тоже уже давно находились на своих рабочих местах. Все ждали сигнала помрежа о начале репетиции, поэтому я как можно быстрее отправилась на свое рабочее место.

Пульт за левой кулисой
Да-да, у помощника режиссера за кулисами есть свой уголок — пульт с микрофоном, настольной лампой и множеством кнопок. Открою секрет: на большой сцене ТЮЗа он расположен в левой кулисе. С помощью пульта помреж может связаться с любым цехом в театре, отдавая необходимые команды через микрофон.

На столике у пульта я увидела сценарий пьесы. Это особенный, «помрежский» экземпляр, в котором описано и зарисовано оформление каждой сцены, отмечено, какие актеры должны присутствовать на сцене в каждой картине, а также все, что касается действий помощника режиссера, его команд и сигналов. На полях — уйма пометок. На самом деле, схемы и записи в этой партитуре очень четкие — понятно, в какой момент должна зазвучать музыка или актер уйдет со сцены. Даже мне, человеку далекому от театра, ориентироваться в них было очень легко.

Немного волнуясь, нажимаю на кнопку пульта — даю первый звонок, сигнализирующий актерам, что они должны собираться на репетицию в зал. Но звонок звонком, а кроме этого нужно произнести в микрофон еще и реплику: «Актеры — на сцену!». Говорю, а сама прислушиваюсь, чтобы голос от волнения не дрожал.

Уже через 3-5 минут площадка наполнилась людьми, ведь там собрались все, кто задействован в спектакле: актеры Владимир Грачев, Татьяна Лаптева, Алиса Науменко, Елена Горбань, Мария Молодова… В эпицентре происходящего, разумеется, режиссер Татьяна Репунова. Татьяна Ивановна дала ребятам последние творческие напутствия, а потом села в первый ряд — внимательно наблюдать за происходящим и по ходу вносить в спектакль некоторые коррективы.

Ищем «потерянную» реплику
Убедившись, что все в порядке и все на месте, даю еще два звонка, а после уже уверенным голосом чеканю в микрофон: «Открыть занавес!». Через мгновение темно-бордовая ткань плавно поплыла со сцены и тут, как вы понимаете, начался прогон спектакля.

С его началом включаю на пульте режим трансляции. Отныне всё, что происходит на сцене, будут слышать в гримерках и техслужбах ТЮЗа. Актеры, задействованные в спектакле, смогут четко отследить момент, когда им нужно приготовиться к выходу, другие же — слушают трансляцию как простые зрители, а потом смогут поделиться своими впечатлениями.

Кстати, с началом репетиции помощник режиссера становится в какой-то мере суфлером: следит, как актеры работают с текстом, а в случае, если кто-то из них забыл слово или фразу — оперативно (и, конечно же, тихонько) подсказывает. Наши ребята молодцы, помогать находить им «потерянную» реплику за время репетиционного прогона мне пришлось всего-то, наверное, пару-тройку раз. И слава Богу, ведь на этапе подсказок помреж из меня был, прямо говоря, так себе. Увлекаясь происходящим на сцене, я то и дело забывала, что нахожусь на работе, и наблюдала за спектаклем как простой зритель, все время отвлекалась, а ведь квалифицированный помреж не может позволить себе расслабиться ни на минуту. А вот в отличие от меня Татьяна Репунова, кажется, ни на секунду не теряла бдительность.

Время, проведенное за кулисами
нашего ТЮЗа, пролетело незаметно. Жаль, но газетная статья может вместить лишь малую часть всех эмоций и впечатлений, которые я получила, перевоплотившись на день в помрежа. Но этого оказалось вполне достаточно, чтобы понять: работа помощника режиссера – очень ответственная и непростая, хотя с виду так не скажешь. Этот специалист должен быть хорошим организатором, коммуникабельным человеком и внимательным к мелочам управленцем. И идти все эти качества должны действительно от души и ее любви к театру, ведь ни в одном учебном заведении на такую специальность не выучиться.

Ольга Зайцева.
Фото Руслана Шулюпова.