Vremya-Velikogo-postaКак с наибольшей пользой проводить дни Великого поста, который наступит уже в этот понедельник, 14 марта, и продлится 40 дней по 30 апреля? К сожалению, сейчас не только невоцерковленные, но нередко и верующие люди воспринимают пост как диету. А правильно ли это? Для чего нужен пост? Ведь не ради же обуздания обжорства, как утверждают некоторые? И что же главное в эти великие предпасхальные дни?

О самом важном в Великом посте — наша беседа специально для читателей «Вечерней Макеевки» с настоятелем Свято-Николаевского храма протоиереем Евгением ПЕЙКОВЫМ.

Отдай половину  с радостью!
Человек, который за пост не исправился хоть в малейшем своём недостатке, потратил время зря. Великий пост – время, когда мы не только воздерживаемся от той или иной пищи, но, прежде всего, пересматриваем всю свою жизнь.

Самое главное, что нужно сделать за время Великого  поста,  – это научиться любви, милосердию, состраданию, сочувствию, неосуждению, помогать другим, избавиться от гордости.

Поститься нужно, но строгость поста нужно подбирать с учетом как телесного здоровья, так и материального положения, чтоб были силы для работы и молитвы. Если в пост вы стали унылыми, раздражительными, то вы явно поститесь неправильно. У правильно постящегося человека отношения с ближними улучшаются.

Христос обличал фарисеев, которые формально исполняли пост и другие внешние установления, а по сути были жестокими и злыми. Еще во времена Ветхого Завета Господь призывал к внутреннему исправлению, а не только к соблюдению внешних правил. В наше время, к сожалению, многие люди вообще не думают о духовном. Они живут интересами только этого мира, не думают о вечной жизни, не имеют представления о душе, не знают о добродетелях. Забыты такие слова, как целомудрие, кротость, смирение. Однако человек не сможет служить людям, творить добро, быть наставником, пока не обуздает свои страсти, похоти, прихоти – ради их обуздания и устанавливаются посты. Когда человек ограничивает себя в пище, особенно в деликатесах и лакомствах, в удовольствиях, он, с одной стороны, становится более восприимчивым, в том числе и к Слову Божьему, а, с другой стороны, у него появляется больше средств и возможностей оказать помощь нуждающимся в ней.

Раньше в пост в селе молоко не пили, а отдавали его бедным, нищим, больным: на людей, которые болеют или голодают, пост не накладывается. А люди, которые, как правило, нормально питаются, те деньги, которые они обычно тратят на пропитание, могут поделить пополам, — и половину с радостью отдать бедным.

Уныние – ад в душе
«Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите, ибо такова воля Божья» — заповедь из Библии. Поэтому радоваться нужно всегда, и в дни поста также,  – духовной радостью. Ни в коем случае не унывать! Господь сказал: “Да будет ваша радость совершенна.” А если у человека нет радости — это говорит о его духовном нездоровье. В таком случае нужно обратиться к духовнику, чтобы разобраться, в чем причина, какие внутренние переживания мучают, не дают радоваться.

Если человек ведет неправильную духовную жизнь, он в аду оказывается уже здесь, на земле: у него будут разочарование, раздражение, уныние, тоска, отчаяние. Ад, как и Царствие Небесное, – в душе человеческой. Результатом того, что человек идет правильным духовным путем, будет радость. Сейчас много псевдоправославной литературы, которая нагнетает страхи. А надо читать Евангелие – и на его основе строить свою жизнь.

Иисус Христос показал нам Своим примером, что не надо предаваться страху и беспокойству по поводу того, что будет; что во всем нужно полагаться на волю Божью. Нужно жить сегодняшним днем – в том смысле, что нужно делать дела сегодняшнего дня. Нужно свои мысли заключать в дело, которое делаешь сейчас, и делать его хорошо. Хотя, конечно, можно и даже нужно строить планы на будущее. Но при этом, если Сам Господь чем-то нарушает наши планы, — это надо принимать с благодарностью, понимая: все, что посылает нам Бог, Он посылает из любви к нам, ради нашего же блага. Просто мы своим замутненным страстями и грехами разумом не всегда понимаем, в чем наше благо, поэтому всегда надо доверять Богу.

Подальше от суеты
Наша беда в том, что у нас, православных, бывает, — человек ждет поста, чтобы удалиться от ближних, оправдываясь: “Это ж – пост! Много искушений! А надо Богу угождать!” А на самом деле отстраняться в пост следует не от людей, а от мирских дел. Ради того, чтобы духовно поработать над собой: больше уделить внимания молитвам, чтению Евангелия, церковным богослужениям, духовным христианским делам; а себя — ограничить в чем-то, что нас ублажает, — как в материальной сфере, так и в нематериальной.

И все это — ради того, чтобы приумножить в себе любовь к людям и к Богу: в этом – главный смысл поста. Для христианина нет понятия ближних и дальних. Евангелие от Луки, передавая рассказ Христа, дает образ милосердного самарянина, который оказался ближним попавшему в руки разбойников иудею. Это были люди разных вероисповеданий, разных национальностей: их народы враждовали между собой. Мимо умиравшего на дороге еврея поочередно прошли его соплеменники – священник и законник. А самарянин стал для него ближним: спас ему жизнь.

Поэтому нет ближних и дальних. Есть человек, с которым Господь сводит нас на нашем жизненном пути, — человек, нуждающийся в нашей помощи. И мы имеем ответственность перед ним. И мы призваны проявить милосердие, оказать ему помощь – независимо от того, насколько нам этот человек близок или далек по национальным, социальным, религиозным и другим признакам. В каждом человеке надо видеть Бога – этому нас учит сам Господь. Через проявление любви к ближнему мы выражаем любовь к Богу.

Полюбите себя
Как научиться любви? Начните с того, чтобы полюбить себя. Ведь не зря Господь призывает: “Возлюби ближнего, как самого себя.” Если человек не любит себя, он и других любить не сможет. А сейчас все больше таких людей, особенно женщин, которые к себе относятся без уважения.

Но нужно помнить, что Господь любит каждого из нас, принимает нас такими, какие мы есть. Если человек всегда это будет помнить, у него никогда не появится ни тоски, ни отчаяния. Он всегда будет стараться понять и принять и себя, и других. Он ежедневно будет стремиться стать лучше. Он будет идти по жизни, распространяя вокруг себя радость и любовь.

И в пост мы можем ощущать это особенно остро. Великий пост — самое время для того, чтобы, например, примириться с врагами, избавиться от вредных привычек. Также необходимо духовно подготовиться к причастию, заранее покаяться в своих грехах, чтоб в пасхальную ночь не просто быть зрителем в церкви, а участвовать в богослужении, причащаться Святых Христовых Тайн.

Если человек до сих пор не постился, ни в коем случае не унывать и не отлучать себя от трапезы Господней. Лучше позже, чем никогда, немного попоститься и приготовиться к причастию, чтобы соединиться с Господом. Господь любит и принимает всех — и тех, кто постился весь пост, и кто смог совсем немного попоститься.

Главное, что от нас требуется — милосердие, великодушие, всепрощение. Без этих добродетелей все наши посты и молитвы не угодны Богу. Просить прощения и примиряться нужно всегда, не только в день Прощеного воскресенья. Даже если вам очевидно, что виновата другая сторона конфликта, все равно следует первым пойти на примирение. Психологически легче мириться потерпевшему, чем обидчику. Когда идет мириться тот, кто обидел, он вполне справедливо боится, что его отвергнут, и не надеется на прощение. Если же я не виновен в ссоре, то я ничего не теряю, кроме, конечно, своей гордыни, если попробую помириться, даже если со мной не захотят общаться.

Мы все должны помнить, что заповедь Евангелия “любить личных врагов” и “побеждать зло добром” никто не отменял. Время приближающегося поста — самое благоприятное для углубленного самоанализа и работы над собой. Каждый знает свои недостатки, свои ужасы душевного состояния, которые порой видит только он один. Захотеть стать лучше, поправить это человек может только сам — всё остальное ему поможет сделать Бог.