uV4UScdv76cРаботая над интервью с молодым и перспективным артистом Донецкого республиканского академического ТЮЗа Валерием Машошиным, автор этих строк обнаружила один любопытный момент. Есть кое-что, что объединяет нашего героя с Мэлом Гибсоном, Джейсоном Стэтхэмом, Харрисоном Фордом и Джонни Дэпом. Оказывается, как и эти голливудские актеры, Валера попал в свою профессию как бы невзначай. Он с детства был твердо уверен, что будет добывать «черное золото», но все пошло не по плану…

А может — как раз по плану? Ведь на востоке говорят: случайности на самом деле не случайны. Это четко понимаешь, глядя, насколько органично и свободно Валера чувствует себя на сцене. Так бывает всегда, когда талантливый человек находится там, где ему быть действительно предначертано.


McAQiFe176U— Валера, давай поподробнее об этих неслучайных случайностях…

— Случайности были конкретней некуда. Моя семья ну никак не связана не то что с театром, а с искусством вообще: папа шахтер, мама работала сначала в колхозе, потом поваром, продавцом… Я ходил в обычную сельскую школу. Скажите, где я, а где театр? Мечтал стать шахтером, как папа, или железнодорожником. Представлял, как сяду однажды в поезд и посмотрю мир. Но, видно, задатки взяли своё. У папы и деда, в честь которого меня назвали, было отличное чувство юмора. В этом я пошел в них. Плюс мама говорила, что с детства я был очень громким. Как будто уже тогда закалял голосовые связки. Позже, когда поступил в Донецкое училище культуры, мама рассказала, что, оказывается, хороший голос был и у моей бабушки — она пела в хоре.

— Неужели талант ни разу не заявил о себе?

— В пятом классе в моей школе появилось что-то наподобие пионерской организации. Я туда вступил, и понеслось: концерты, миниатюры, мероприятия… Не могу сказать, чтобы мне нравилось выступать. Постоянно переживал, а после очередного выхода на сцену всех уверял, что это в последний раз. Хотя потом снова соглашался. Когда заканчивал 10 класс, родители уже сами предложили поступать туда, где я буду связан с творчеством. Донецкое училище культуры поехали смотреть всей семьей. И с порога обалдели от атмосферы! Я сходу решил: это моё. Поступил в «Кулёк» с первого раза, хотя понимаю, что во многом это было авансом. По сравнению с другими, подготовлен был слабовато.

— Певческому дару, доставшемуся от бабушки, применение нашлось быстро: в «Алых парусах» тебе, капитан Грэй, приходится много петь.

— Уроки вокала начались еще в училище. Но там я, признаюсь честно, был неважным учеником. На первом курсе часто прогуливал и в какой-то момент об этом пожалел. Основная работа с голосом для меня началась все-таки в театре юного зрителя, куда я пришел в 2013-м. Здесь прекрасный педагог Ольга Воронова, она помогает нам вокально расти и раскрываться. Вы заметили, что в репертуаре ТЮЗа все больше появляется музыкальных спектаклей, где артисты в живую поют — «Алые паруса», «Приключения Маши и Вити»…  На подходе детская сказка «Кошка, которая гуляет сама по себе», где, если я не ошибаюсь, порядка 30 музыкальных номеров…

DSCF1009— Каким еще необычным навыкам тебя научили роли?

— В «Ромео и Джульетте» необходимо фехтовать. В училище на моем отделении такому не обучали, в Харьковской академии культуры, куда я поступил на заочное, было всего-то пара занятий по фехтованию. В общем, шпагу Ромео освоил уже в Макеевке. Серьезно пришлось заниматься и хореографией. Когда только пришел в театр, меня сразу загрузили работой. В спектакле «Про ведьму Матрену, Ивана и Алену» нужно было танцевать ого-го сколько! Старался что было сил, чтобы все выполнить профессионально. Вообще я в театре юного зрителя научился практически всему, что умею. Багаж, с которым я пришел в эти стены, не сравнить с тем, что я здесь получил. Спасибо всем коллегам, наставникам. Учился у них и продолжаю это делать.

— Тебе везет на персонажей-романтиков: сыграл Ромео, а капитана Грэя — даже дважды… И вдруг в «Вожде краснокожих» ты бандит Сэм. Кем быть интересней — положительным или отрицательным героем?

— Люблю каждую свою роль. Даже если там у меня всего пара фраз, как, к примеру, у третьей женщины в чулане, которую я сыграл, будучи в апреле в Екатеринбурге на семинаре творческой молодёжи «Эскиз-Театр». Из открытий прошлого сезона — однозначно роль англичанина в «Левше». Вообще этот спектакль для всех нас стал чем-то особенным, другим, непохожим ни на что. «Левша» заставил артистов в процессе подготовки думать необычно, по-другому взглянуть на мир. Спасибо за это режиссеру Максиму Ждановичу. С ним мы не просто читали и зубрили текст — у нас был реальный мозговой штурм. Разложили спектакль по полочкам, до мельчайших деталей, каждая из которых обрела конкретное значение. Максим дал нам возможность побаловаться, поюморить, а потом из всего этого баловства отсек ненужное, оставив саму суть. На самом деле я обожаю роли, где можно похулиганить, насмешить, почудачить!.. Просто я сам такой по характеру — веселый, позитивный. Бандит Сэм в этом смысле мне интересен, потому что позволяет пошалить на сцене.

— Всегда было интересно узнать: пользуются ли артисты профессиональными приемчиками в обычной жизни?

— Время от времени приходится. Случается, к примеру, неудобная какая-нибудь ситуация в маршрутке, стараюсь «разрулить» ее с помощью чувства юмора, подходящего тембра голоса и взгляда на собеседника. В студенческие времена, когда готовились к экзаменам, могли начать читать стихи и репетировать прямо в троллейбусе. Пассажиров по соседству это не напрягало, а, напротив, вызывало интерес. Можно сказать, это были наши первые зрители.

— А Ромео «включаешь», когда с девушками знакомишься?

— Нет. Они знакомятся непосредственно со мной настоящим. Но случается, конечно, что в порядке исключения использую особенный, таинственный взгляд… Бросишь такой в направлении понравившейся девушки, и сразу появляется повод завязать разговор.

IMG_4237— Популярность ощущаешь?

— После спектаклей зрители часто пишут мне вконтакте, делятся, что им понравилось, а что нет. Такие отзывы читать приятно и любопытно, в них всегда есть что взять на вооружение. И на улице, бывает, узнают. Недавно вот зашел в супермаркет, стою, выбираю булочки. Недалеко — две девчонки, лет обеим, наверно, по 12. Краем уха слышу шепот: «Смотри, смотри, да это же Грэй! Точно!». Как-то раз после «Женитьбы» нас с Димой Штепой узнали в маршрутке. Видно, народ ехал домой после спектакля и безошибочно «опознал» в нас Анучкина и Балтазара Балтазаровича. Подобные моменты приятны, но тут же автоматически начинаешь анализировать: «Как я выгляжу?». Ведь на сцене — всегда хорошо: костюм, грим, а в обычной жизни… На всякий случай сразу спину держишь ровнее. Хотя дело не в одном внешнем виде. Профессия дисциплинирует, заставляет быть не только всегда в форме, но и следить за эмоциями. В те моменты, когда ты, быть может, хотел бы разозлиться, сказать что-то лишнее, начинаешь вести себя сдержанней, мудрее.

— Что происходит внутри тебя, когда выходишь на сцену перед маленькими зрителями…

— Люблю детей и обожаю играть для них. Знаете, до театра я два года работал клоуном. У меня была игровая программа и творческий псевдоним — Ромаха. Ромаха научил меня брать «в охапку» внимание детворы, не давать им заскучать. Но клоуну в этом плане легче. Сложность же театра в том, что персонажи у артиста все время разные, и, чтобы добиться эффекта, нужно наполнить содержанием каждый образ из каждого спектакля. Нужно увлечь ребенка и при этом донести до него важную информацию, побудить его размышлять, но не наскучить. Это непросто. Этому нужно учиться.

— Валера, ты яркий представитель современной молодежи театра. Какое оно, ваше поколение?

— Какое-то невообразимое! Переступаешь порог театра и понимаешь: в этой компании грустить нереально. Дима Штепа, Алиса Науменко, Саша Красников, Володя Миронов, Альбина Никифорова, Коля Гусейнов, Максим Жданович и все-все-все… Они такие разные, со своими фишками, приколами, но в этом и весь кайф! Мы общительные, дружелюбные, в общем, такие, какой во все времена была молодежь нашего ТЮЗа. Когда я пришел сюда работать, практически сразу почувствовал себя своим. Так у нас принято: всех новичков, которые появляются, непременно окружают вниманием, чтобы им было легче расслабиться, влиться в коллектив. И вообще у меня такое чувство, что в нашем театре молоды абсолютно все: у коллектива столько идей и планов, что вздыхать о возрасте просто некогда!

«Вечерняя Макеевка» — городская массовая газета. Тираж 14003. Адрес редакции: ДНР 86125, г.Макеевка, Центрально-Городской район, ул. Ленина, д.95. Приобрести «Вечерку» можно в городских киосках «Союзпечать». А подписаться — в вашем почтовом отделении, на родном предприятии и в редакции «ВМ».