IMG_3762Довольно часто, как только в семье кончаются финансы, тут же начинаются проблемы. Поэтому особенно интересно представить, какую погоду в дом может принести внезапно пролившийся дождь из денег? Свидетелями именно таких событий стали зрители премьерного спектакля «Дождь из денег», созданного по мотивам комедии Себастьяна Тьери. В нашем ТЮЗе этот прямо-таки по-тарантиновски напряженный трагифарс поставил режиссер Максим Жданович. Поставил — и породил в зрительских головах море вопросов, противоречивых эмоций, парадоксальных умозаключений.


IMG_3782Сюжет спектакля интригует с первых минут: одним прекрасным днем обычная семейная пара Брюно и Лоранс находят в своей спальне 100 евро. Неожиданная находка их приятно удивляет, и вечером Лоранс не стоит у плиты — супруг приглашает ее на ужин в ресторан. На следующий день в той же спальне пара обнаруживает почти 1500 евро. Правда, этот день уже никак не назовешь прекрасным: супруги, прожившие вместе больше 20 лет, на повышенных тонах пытаются выяснить, кто и по какой причине мог подбросить в квартиру эти банкноты — быть может, чей-то из них тайный любовник? Но это, как оказалось, еще цветочки. Откровенное безумие перед глазами зрителей разворачивается тогда, когда на голову супругам в прямом смысле слова проливается дождь из денег…

IMG_3766Шальные евро побуждают героев задавать себе щекотливые вопросы: достойны ли они свалившегося из ниоткуда богатства, заслуживают ли его? По логике вещей — конечно же, заслуживают. Врач-анестезиолог Брюно и директор школы Лоранс живут скромно, много лет выполняя свою работу честно и справедливо, а значит — уж точно не меньше других достойны жить в достатке. Но позволено ли тратить деньги, если они чужие, и после какой потраченной суммы заканчивается просто красивая жизнь и начинается откровенный кураж, слепое поклонение «Золотому Тельцу»?

IMG_3765А что будет, если рискнуть и перейти евровый Рубикон? За этой гранью уже можно все: вещать в полубезумии с трибуны, надев на голову символ роскошной жизни — сумочку Луи Виттон, а к ногам, как флаги поверженных стран, с грохотом будут валиться транспаранты — принципы жизни прошлой, о которой теперь даже уже не хочется и вспоминать. Но если есть те, кто приходят к тебе, найдутся и те, кто придут за тобой. Придут, оголтело молотя ногами в дверь, угрожая пистолетом, топором… И это может быть кто угодно — хотя бы тот же постоянно принюхивающийся Трак, странный сосед сверху (а вы говорите, что деньги не пахнут?), у которого на днях кое-что пропало…

IMG_3776Надо сказать, трагизм и безумие происходящей на сцене ситуации зритель мог ощутить буквально всеми органами чувств. Сценографию спектакля главный художник Александр Григоров выстроил в черно-белых тонах — в резких контрастах цветов-антагонистов уже само по себе прочитывалось, что человеческие ум и рассудок при определенных условиях могут легко перейти «на темную сторону силы». Музыка, временами грохотавшая просто набатом, на своем языке возвещала трагический конец здравого смысла. Сюрреализм всего происходящего подчеркивали и костюмы персонажей, над которыми трудилась художник Юлия Ковалева. Да и «живая» сцена с декорациями, движущимися вкруговую, только усиливала состояние безысходности. К концу спектакля квартира стала для героев золотой клеткой, где в беге по вечному кругу они попали в ловушку жадности и алчности.

IMG_3779Абсолютно всем артистам, задействованным в постановке, хочется прокричать искреннее «Браво!». Каждый из них был на своем месте и по-настоящему неподражаем. Слезы наворачивались, глядя, как мучается, пытаясь вернуть мужу здравый рассудок, преданная супруга Лоранс — ее блистательно сыграла Татьяна Лаптева. Служанка Тереза, роль которой исполнила Елена Горбань, вызывала приятные, дружеские эмоции — хрупкая девушка оказалась самой стойкой в этой денежной круговерти. Месье Трак в исполнении Николая Гусейнова был реально страшным в своем диком гневе. Под его безумные крики, жуткий смех и свист топора невольно вспоминался Стивен Кинг.

IMG_3763Мурашки бежали по коже от бреда упивающегося роскошью доктора Брюно, воплощенного Евгением Романенко. Это был высший пилотаж — трагизма, надрыва и актерского мастерства. Отдельное спасибо за эмоции коварному Золотому Тельцу и его свите — Ивану Михайлову, артисткам балета и их хореографу Светлане Доценко. Не произнеся в спектакле ни единого слова, они четкостью линий и движений расставляли акценты и свои «знаки препинания» в этой сложной, но цепляющей за душу истории.

«Дождь из денег» оставил после себя море эмоций. Такую — побуждающую размышлять — театральную «погоду» интеллектуальный зритель точно оценит. Под проливным «дождем из денег» не надо бояться пройти без зонтика. Хотя бы для того, чтобы отдавать себе отчёт, что, срывая большой шальной куш, каждого может ожидать в итоге хоть и золотое, но всё-таки дно.