img_3535«Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему…», — когда-то философствовал великий Платон. С ним сложно не согласиться, поэтому не удивительно, что встречаются люди, которые посвящают музыке жизнь, отдают ей свое серд-це. В их числе и наш знаменитый земляк – директор Донецкой государственной академической филармонии Александр Парецкий.


— Как впервые проявилось ваше увлечение музыкой?

— Это случилось неожиданно, в старших классах школы. До этого во время обучения в макеевской ОШ№62 я увлекался математикой, физикой и другими точными науками. Потом мы поменяли место жительства, и я пошел в другую школу – 50-ю в «Зеленом». Там мои интересы резко изменились – я увлекся музыкой. Принимал участие в разных конкурсах, а в 10 классе начал заниматься в ДК им. Ленина (сегодня это ДК им. Кирсановой) у замечательного преподавателя Татьяны Мироненко, которая сейчас руководит вокальным ансамблем «Идиллия». Затем я принял участие во Всеукраин-ском вокальном конкурсе, после чего начал брать уроки вокала в Республиканском дворце детского и юношеского творчества (тогда он был областным). Потом после 11-го класса поступил в музыкальное училище, причем без музыкальной школы.

— Наверняка не все люди из вашего окружения однозначно восприняли такой выбор профессии…

— Да, для моего классного руководителя, например, это была большая неожиданность. Ведь в нашем шахтерском крае редко кто хочет стать певцом. Тем более я был отличником, и мой куратор видел меня будущим юристом, экономистом и т.п.

— Как развивалась ваша карьера после поступления в музыкальное училище?

— Закончил его с красным дипломом, затем поступил в Донецкую музыкальную академию им. Прокофьева, где учился у народной артистки Украины Алины Коробко. Тоже закончил с красным дипломом. Во время обучения в академии работал в филармонии вокалистом, ведущим концертных программ. А в 2012-2013 годах уже входил в состав художественного совета филармонии, был автором ряда вокальных программ, музыкально-литературных композиций.

8a353ade4bba700797bcd07fc402238b— И в декабре 2014-го, когда в Донбасс пришли тяжелые времена, Указом Главы республики вы были назначены сначала и.о. министра культуры ДНР, а летом 2015-го полноправно заняли эту должность…

— Это было трудное время для всех министерств, особенно — бюджетной сферы. Большой урон, нанесенный инфраструктуре многих городов республики, оставил свой отпечаток и на культурной сфере. Сложность заключалась не только в восстановлении поврежденных объектов, но и в том, что мы жили в новом государстве, где создавалось новое законодательство. Если до этого управление культуры занималось текущими делами, фестивалями и т.д., то теперь его приоритетными задачами стали становление и развитие системы регулирования культурной жизни.

Однако было и множество положительных моментов, связанных, прежде всего, с сотрудничеством с российскими учреждениями и деятелями культуры. Появились первые совместные проекты.

— Какие новые проекты воплощаются в жизнь в Донецкой филармонии?

— Мы готовим Международный фестиваль фортепианного искусства «Пиано-форум», ожидаем гостей из России. Примечательно, что в прошлом году наши артисты филармонии тоже участвовали в гастрольных поездках в Курск, Ставропольский край, Кисловодск, Пятигорск (здесь выступил септет-джаз под руководством Александра Куслина).

К слову, на нашей сцене часто блистают российские артисты, это даже стало обыденностью. В сентябре, например, в концертном зале им. Прокофьева выступал один из выдающихся органистов России Константин Волостнов. Это была аншлаговая программа, лишнего билетика не осталось. А на прошлой неделе состоялся концерт нашего симфонического оркестра, где солировали виртуозные музыканты из Москвы — лауреаты международных конкурсов Людмила Мадонова (фортепиано), Екатерина Сидоренко (флейта) и Максим Кушнирчук (скрипка).

Прошлый сезон мы закрывали выступлением симфонического оркестра им. Прокофьева, где солировал британский пианист из Шотландии Питер Сейврайт. До этого прошли гастроли известной американской пианистки украинского происхождения Валентины Лисицы. В следующем сезоне планируется выступление тромбониста из Америки – Ника Кона вместе с нашим симфоническим оркестром. Уже есть план выступления клавесинистки из Мюнхена Эллы Севской. Она родом из Донбасса. Также в марте мы наметили проведение традиционного джазового фестиваля «Джаз-форум», в котором с джазовой программой выступит пианист Питер Сейврайт.

— Что сегодня предпочитает зритель? Его пожелания учитываются при составлении концертных программ филармонии?

— Безусловно. Зритель любого возраста и достатка может найти для себя что-либо подходящее, учитывая личные музыкальные предпочтения. Однако в этом вопросе очень важно не идти на поводу, так как вкусы слушателей не всегда соответствуют репертуару филармонии. Можно опуститься до уровня варьете, кабаре и т.д. Главное – мы должны следовать культурно-просветительской миссии – приобщать к высоким образцам музыкального искусства, что мы и делаем. К примеру, наш симфонический оркестр, который ведет свою историю с 30-х годов (его основал народный артист СССР Натан Рахлин), всегда исполнял музыку самых культовых композиторов. Сегодня мы эту традицию продолжаем. В афише можно увидеть имена разнообразных творцов – Бах, Моцарт, Гайдн, Шуберт и многие другие. Примечательно, что в одном из интервью наш бывший главный дирижер, который сегодня возглавляет крымский симфонический оркестр, говорил: «Нет таких произведений, которые не способен исполнить Донецкий симфонический оркестр». Тому подтверждение тот факт, что мы открывали сезон одним из сложнейших симфонических концертов – музыкой Дмитрия Шостаковича: знаменитой ленинградской симфонией №7, «Праздничной увертюрой», отрывками из киносимфонии к фильму «Овод». И тогда не было свободных мест в зале. Это значит, что в Донецке есть настоящие музыкальные гурманы. Особенно радует, что среди зрителей много молодежи.

— Способен ли коллектив филармонии на эпатажные эксперименты?

— Да, 22 октября состоялась премьера программы симфонического оркестра «Рок-хиты», где музыканты исполняли композиции группы «Rammstein», «Deep Purple», «Led Zeppelin». 4 ноября и 30 декабря состоятся повторы этой программы, все билеты на которые выкупили уже за месяц.

— Это говорит о том, что в команде филармонии – редкие профессионалы, не так ли?

— Наш коллектив достаточно велик и разнообразен. В июле начал свою работу духовой оркестр, до этого в филармонии такого не было. В этом году мы также создали ансамбль старинной музыки «Барокко». С 1 ноября начнет свою работу вокальный квартет, который сможет исполнять песни а капелла, сопровождать пение солистов и т.д. Более того, в декабре камерному оркестру «Виола» исполняется 30 лет, по этому случаю запланирован праздничный концерт. Достаточно известен среди зрителей и джазовый септет Александра Муслина (6 музыкантов и вокалистка), который регулярно готовит разноплановые программы. Также у нас есть концертный струнный ансамбль «Ричеркар», в который входят 8 инструменталистов: 5 струнников, пианистка и два ударника. Популярностью пользуется и наш дуэт гитаристов, в составе которого – корифей гитарной музыки Донбасса, стоящий у истоков создания Международного фестиваля гитарного искусства «Хрустальные струны», Павел Иванников, лауреат международных конкурсов, преподаватель музыкальной академии им. Прокофьева. Любопытно, что почти вся его семья — династия гитаристов: брат Аркадий и два сына — Тимур и Владимир — работают в Москве.

Дуэт баянистов «Bayan paradise» тоже был создан в начале этого года. В его составе лауреаты международных конкурсов Олег Просвирин и Андрей Динисюк.

— В филармонии есть еще одно интересное новшество – абонемент.

— Да, в этом году мы ввели систему частичных абонементов (для таких посетителей выделен 5-й ряд в концертном зале), которые приобретаются по выгодной цене и согласно музыкальным предпочтениям («Мелодии, рожденные в СССР», «Джазовые пятницы», «Старые песни о главном», «Музыкальная азбука», «Только Моцарт», «Музыка экрана», «Романсиада» и т.д., всего их 16). Например, особый интерес вызывает абонемент «Музыка для здоровья» — его ведет доктор медицинских наук, профессор, известный врач Эмиль Фисталь. Он рассказывает о том, какое воздействие оказывают те или иные произведения на здоровье человека. Первый такой концерт состоялся 4 сентября и был органным. Наша знаменитая органистка Наталья Чеснокова, профессор музыкальной академии, исполняла произведения, а доктор рассказывал об их воздействии.

— А вы сами часто исполняете вокальные композиции на сцене филармонии, и каков график ваших ближайших выступлений?

— Да, достаточно часто. 18 ноября мы выступим вместе с заслуженной артисткой Украины Еленой Уцкевич в программе «Золотые сны Александра Вертинского», в концерте, посвященном 70-летию Вячеслава Добрынина – «Все, что в жизни есть у меня». А в 27 ноября в программе «Благодарю тебя», где прозвучат песни знаменитого композитора Арно Бабаджаняна, который, прежде всего, известен по песням в исполнении Муслима Магомаева.

Есть ли в вашем репертуаре композиции, к которым вы относитесь с особым трепетом?

— К каждому произведению отношение индивидуальное. Если говорить об эстрадных песнях, то мне по душе репертуар Муслима Магомаева, особенно песня «Синяя вечность».

— Что для вас музыка?

— Для меня это все: и жизнь, и любимое дело, и смысл жизни, и то, что хочется развивать. Приведу цитату: «Музыка подобна дождю: она капля за каплей проникает в самое сердце и оживляет его». По сути, если вдуматься в эти слова, так и есть. Почему филармония, театры работают в условиях войны? Потому, что мы видим полные залы. Значит, людям это нужно.