Zaxarchenko_DonNASA_2Не секрет, что для мудрых правителей приоритетной задачей всегда было обеспечение своего народа необходимыми для жизни условиями, включая водоснабжение и дорожную развязку. Ведь, как говорят, вода – источник жизни, а дороги – артерии государства, по которым циркулирует кровь экономики.

Исходя из этого, во вторник Глава Донецкой Народной Республики Александр Захарченко посетил Донбасскую Национальную Академию строительства и архитектуры, где ему представили новые разработки смесей для покрытия и ремонта дорог и проекты по альтернативному обеспечению республики водой.


Также ДонНАСА посетили заместитель Председателя Совета министров ДНР Дмитрий Трапезников, министр строительства и ЖКХ Сергей Наумец и депутат Народного Совета ДНР, руководитель фракции «Донецкая Республика» Александр Костенко.

Дороги – на 30 лет!
Специалисты ДонНАСА ознакомили Главу государства с собственной разработкой литых асфальтополимерсеробетонных смесей. Если в традиционных покрытиях основа всему – битум, то наши специалисты предлагают использовать соединения серы. Это не только упрощает производство материала, но и значительно удешевляет его.

— Асфальтополимерсеробетонная смесь – это композиционный материал, который изготавливается из песка, щебня, минерального порошка и большого количества вяжущего вещества и мастики, — рассказал завкафедрой автомобильных дорог и аэродромов, доктор технических наук Валерий Братчун. — Такая технология выгодна тем, что можно работать при неблагоприятных погодных условиях: при высокой температуре и на морозе. Также этот материал более долговечен, его технологическое старение в 10 раз меньше, чем у существующих литых асфальтобетонных смесей.

Александр Захарченко, в свою очередь, поинтересовался возможностью модернизации асфальтобетонных заводов республики для изготовление этого материала.

— В поселке Чулковка Пролетарского района Донецка находятся два завода, которые можно модернизировать и производить данные смеси, — ответил Валерий Братчун.

К слову, разработали местные ученую формулу материала уже давно, а за последние годы лишь совершенствовали его свойства. Доктор технических наук Валерий Братчун даже презентовал данные наработки вуза на научно-практическом форуме в Белгородском государственном технологическом университете им. Шухова в прошлом году, где акцентировал, что данный материал экономичен: его рентабельность составляет 126%, срок окупаемости – 2,6 года.

Однако ранее власти Украины не спешили применять такую полезную разработку. Ведь, если дорожное покрытие по стандартам требует ремонта каждые 8-12 лет, то дороги, покрытые представленной смесью, не требуют ремонта до 35 лет. Как уже говорилось, технологическое старение материала в 10 раз ниже, чем асфальта. Более того, производство 50 тысяч тонн данной смеси в год позволит экономить до 70 миллионов рублей.

Глава республики, убедившись в эффективности предложенного проекта, выразил свое одобрение.

— Более рентабельно производить материал на собственных асфальтных заводах, переформатировав их, чем завозить из России. Поэтому лучше инвестировать сейчас, а потом несколько лет экономить, чем латать дороги ежегодно, растрачивая бюджетные средства — резюмировал Александр Захарченко.

Альтернатива – подземные, дождевые и талые воды

На кафедре водоснабжения, водоотведения и охраны водных ресурсов ДонНАСА, Главу республики ознакомили с разработками по организации альтернативных источников водоснабжения, внедрение которых позволит обеспечить республику водой. Как отметили на совещании, на данный момент единственный источник водоснабжения Донецкой Народной Республики – это канал Северский Донец – Донбасс. В настоящее время его производительность упала в два раза. Неудивительно, ведь с начала вооруженного конфликта водоснабжение Донбасса является одной из наиболее острых гуманитарных проблем региона. Водонапорный канал регулярно попадал под обстрелы со стороны украинской армии. Страдала коммунальная инфраструктура. В последнее время наиболее часто под огонь ВСУ попадают и такие объекты, как Донецкая фильтровальная станция и насосная станция Южнодонбасского водовода. В результате без воды рискуют остаться жители по обе стороны линии соприкосновения.Поэтому необходимо использовать альтернативные источники водоснабжения.

Как рассказали авторы проекта, первый источник получения воды – это шахтные воды. Их достаточно в ДНР, однако очищение от тяжелых металлов и других примесей – мероприятие достаточно затратное. Более эффективно использовать подземные воды. Причем установки для их очищения местные разработчики могут собирать самостоятельно. На рынке такое оборудование стоит до 1,2 миллиона рублей, собственная же сборка обойдется в несколько раз дешевле.

Третий вариант – использование дождевой и талой воды. По словам специалистов, такая практика распространена во всем мире, однако на постсоветском пространстве ее неоправданно недооценили. Более того, в республике достаточно естественных резервуаров для сбора такой воды. Примечательно, что, к примеру, на острове Кипр такая технология уже давно доказала свою эффективность. В этом, к слову, успел убедиться наш фотокорреспондент во время пресс-тура в этот греческий уголок рая.

До 1970 года основным источником пресной воды, как для бытовых нужд, так и для ирригации там были грунтовые воды. Однако почти все водоносные слои серьезно истощились или испортились проникновением морской воды.

Проблема сохранения дождевой и талой воды была решена путем строительства большого количества искусственных водохранилищ — дамб. Сейчас на Кипре около 20 крупных и множество мелких дамб, которые пополняются дождевой водой и из горных источников. Суммарная ёмкость дамб — около 327,5 миллионов кубометров воды, что почти в 55 раз больше по сравнению с 1960 годом. А функцию увеличения количества пресной воды и устранения зависимости поступления пресной воды в населенные пункты и туристические центры от количества осадков выполняют опреснительные станции. Каждая из этих станций в настоящее время производит около 60 000 кубометров воды в день.

Поэтому на использование дождевой и талой воды как альтернативного источника водоснабжения следует обратить особое внимание.

Также преподаватели ДонНАСА предложили несколько вариантов по сокращению неучтенной воды, то есть прямых потерь. Основной – выявление и устранение неузаконенных врезок в водопроводную систему.

— Все разработки мне очень понравились. Идеи по водоснабжению крайне важны. Обязательно по всем из них будем работать. Ведь вода и дороги – это самые животрепещущие темы. Вода — потому что мы живем в блокаде и русло канала не под нашим контролем. В Луганской Народной Республике украинские власти уже два раза полностью отключали воду. Чтобы иметь запасной план на такой случай работа начата уже сегодня. В случае отключения нас от водоснабжения мы будем иметь альтернативные источники воды. А дороги – вообще проблема вечная, но хочется ее решить как можно быстрее, — подвел итог рабочей поездки Александр Захарченко.