«Всякий, кто призовет имя Господне, спасется…»

«…Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих» (Мф. 4:4). Если мы хотим видеть позитивные перемены в своей жизни, тогда нам следует пересмотреть своё отношение к Слову Божьему.

Библия говорит, что Слово Божье – это меч. А мы каждый день находимся в духовном сражении и поэтому нуждаемся в оружии. Если Слово Божье будет находиться внутри нас, тогда мы сможем с легкостью побеждать искушения, соблазны и грех.

Первая публикация новой рубрики вызвала живой интерес у наших читателей, поэтому продолжаем говорить о сути бытия и духовных проблемах в жизни людей. А отвечает на вопросы настоятель Свято-Варваринского храма города Макеевки, протоиерей Вадим БОНДАРЕНКО.

  • Почему, по мнению православной церкви, самый тяжких грех – это гордыня?

— Все грехи удаляют человека от Бога, в том числе и грех гордыни. В православном учении, наставлении святых отцов церкви есть такое понятие, что гордость – это мать всех грехов. Когда был создан мир ангельский и небесное воинство, один самый высший ангел, Денница, не захотел находиться в послушании и любви к Богу. Возгордился своим могуществом и силой и возжелал сам стать как Бог. Денница увлек за собой многих ангелов, и произошла на небе битва.

Архангел Михаил и ангелы его сражались с сатаной и победили злое воинство. Сатана-Люцифер пал как молния с небес в преисподнюю. И с тех пор ад – это место, где обитают темные духи, место, лишенное света и благодати Божией.

Что же такое человеческая гордость? Это презрение ближнего, предпочтение себя всем. Ни одна из страстей не может вырасти до таких пределов, как гордость, в этом-то и есть ее главная опасность. Завышенная самооценка не позволяет объективно судить о себе, зато помогает быть судьей других. Гордость питает наше самолюбие, но не дает ничего доброго окружающим. Человек может возвысить себя над другими даже тем, что постится. Такой пост Господом не принимается. «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать…». Смирение перед Богом связано с любовью к Господу и к людям, ближним своим. Конечно, большинство из нас все равно в те или иные моменты ощущает гордость в каком-то ее проявлении. Возможно ли усилием воли это чувство трансформировать во что-то менее предосудительное? У апостола Павла есть очень хорошие слова: «Не гордись, но бойся» (Рим. 11:20). То, чем ты гордишься, не твое, тебе это дали, но могут и забрать, и тогда ты останешься ни с чем. Когда человек поймет, что такое «Бог гордым противится», он не захочет находиться в состоянии противления Богу. Порой какие-то неприятные, тягостные, даже трагические события в жизни – это то, что является следствием той самой гордости, которой противится Бог. Как только в сознании человека все это соединится, он поймет, что гордыню в своей жизни надо как-то очень существенно потеснить, и каждый раз, когда она будет поднимать свою главу, будет прижимать ее пятой к земле.

  • Иисус Христос сказал такую фразу: «…Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую…». Реально ли это исполнить?

— Если открыть любую незнакомую книгу на середине и прочитать один абзац, то он тоже может вызвать недоумение. Для понимания смысла придется прочесть по меньшей мере целую главу, а лучше – всю книгу. Так же и с Библией. Заповеди «подставлять другую щеку» в Писании не существует, но такие слова действительно есть. Их произнес Иисус в Нагорной проповеди. Полностью это место звучит так: «Вы слышали, что сказано: «око за око и зуб за зуб». А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую…». Главное здесь не призыв Христа «подставлять другую щеку», а установление Им некой новой заповеди — не противься злому. Реально ли исполнить эту заповедь? Нелегко. Мы живем в несовершенном мире, да и сами несовершенны. Поэтому нужно научиться преодолевать в себе искушение ответить злом на зло, оскорблением на оскорбление. Это труд. Смирение вовсе не предполагает потворство злу и безропотное созерцание, когда ближний испытывает страдание от злого умысла другого человека. Смирение – это мир с Богом в любых, самых крайних обстоятельствах, смиренный человек – это тот, кто всегда побеждает зло, но только добром, принимая жизненные невзгоды со словами: «Боже, да будет воля Твоя на все». Однако смирение не синоним слова «бездействие». Конечно, нужно искать способы выйти из трудного положения, но если что-то не получается, ни за что не впускать в сердце печаль или уныние. Заповеди Христа – это лекарство, принимая которое человек может победить зло в самом себе. Потому что зло в библейском понимании – это прежде всего болезнь человеческой души. И любые ее проявления: мстительность, злоба, агрессия — следствие этого внутреннего повреждения духовного мира человека.

  • Зачем ходить в храм? Ведь, если веришь в Бога, можно и дома молиться…

— Можно и дома, да вообще молиться Богу можно везде. А Слово Божье говорит, что это делать нужно постоянно. Где бы ни путешествовал, куда бы ни шел — Бог везде, Он слышит человека. Но храм — это особое место собрания верующих. Когда вера была гонима, люди собирались тайно у кого-то в доме, в пещерах, лесах, пустынях… Вместе молились, изучали Слово, общались и кушали вместе. Сегодня церковь – это не только дом с куполами и крестом. Это люди, составляющие Тело Христово (1 Кор. 12:27), в котором Сам Он – Глава. Это живой организм, который приобретает свою полноту, когда мы собираемся вместе. Конечно, молиться нужно и дома. Но человеку, живущему в суетном мире, трудно настроиться на молитву самому. Поэтому и приходят в храм, чтобы поднять свой голос в общей соборной молитве Церкви.

Сам Иисус Христос называл Дом Божий «домом молитвы» (Мф. 21,13). Христиане, собираясь вместе, молятся Богу, служат литургию, что переводится как «общее дело». В храме они причащаются Тела и Крови Христовых, становясь единым живым организмом, связанным с Богом и друг с другом.

  • Почему у нас не развито благодарение Бога за пищу?

— Что такое пища, вкушаемая нами? Это дар Отца Небесного, подающего нам на всякий день без всяких со стороны нашей заслуг единственно по Своей милости. Как же, садясь за стол, не вспомнить Того, Кто питает нас? Как не восчувствовать и не сказать пред Ним слова благодарения? В православии есть молитвы перед едой и после еды. Это же нужно делать за столом всем людям, просто многие не научены или не знают как, наверное, сказывается атеистическое прошлое и не привитое с детства соблюдение вековых православных традиций. Бога надо благодарить за все — и за пищу, и за новый день. Он – жизнь наша и дыхание наше.

  • У моей знакомой умер ребенок, поэтому она не употребляет яблок до Спаса, считая, что если она съест, то Бог в праздник на небе не даст ее малышу сладких плодов. Правда ли это?

— Народное поверье, не основанное на Евангелии. К сожалению, люди часто впадают в суеверия, а евангельская истина уходит на второй план. Трудно представить себе Бога-Отца, который есть сама Любовь, обделяющего какого-либо ребенка на небесах…
Единственное, что можно выделить, так это существующую благочестивую традицию православных христиан не есть до Яблочного спаса яблоки, то есть не вкушать то, что еще не благословлено. Какая история этого? В древней церкви на праздник приносился виноград нового сбора, и люди несли этот урожай в храм поблагодарить Бога за явленное благодеяние. Когда на Русь пришла вера, виноград не созревал к этому времени, поэтому его заменили яблоками. А праздник получил название Яблочный спас.
Смысл этой традиции не в дополнительном посте, а в том, что мы приносим плоды нашего урожая с благодарностью Богу для освящения в храм. Воздержание от вкушения плодов до их освящения – это реализация неписаного принципа «сначала – Богу, потом – нам» и напоминание о том, Кто является настоящим Творцом Вселенной. Кроме того, с Яблочным спасом связаны очень хорошие традиции — после праздника люди щедро делились урожаем: раздавали больным, сиротам и нищим, угощали родных и соседей – и только в последнюю очередь ели сами.

  • Сейчас многие утверждают, что соблюдают посты. Но при этом позволяют себе употребление спиртного, говоря, мол, закуска-то все равно постная. Правильно ли это? Разве длительные посты и постные дни – среда и пятница – не подразумевают отказ от удовольствий, в том числе и хмельных?

— Надо сказать, что пост — это ведь не диета какая-то, это особенная молитва к Богу, особое расположение к Нему. И воздержание в пище связано с духовным воздержанием – это работа над собой. Спиртной напиток – не мясо и не молоко, он может привести к страстям, открыть доступ к неадекватному поведению, раздражению и греху. Во время поста православной церковью разрешено употребление вина по субботам и воскресеньям, но только в очень малых количествах. Алкоголь в пост нельзя пить до опьянения, так как пьянство – это уже грех. Пост же помогает нам научиться подчинять наши желания разуму и воле, а разум и волю — Слову Божию.

  • Есть такое утверждение, что молитва матери со дна моря поднимает. Действительно ли такая молитва имеет особенную силу, а если ребенок уже взрослый, как о нем молиться?

— Нет большей той заботы, чем материнская о своём чаде, ведь только она знает свое дитя лучше всех. Ещё до рождения мать внутренне уже оберегает своего ребенка и любит его всем сердцем. Молитвы матерей о детях считаются очень сильной защитой, ведь идут из глубины сердца, подкрепляясь сильнейшей силой любви и бескорыстным, искренним желанием помочь. Её слова нельзя подделать. Согласен, что такие молитвы являются серьезно весомыми, и в каком бы возрасте ни были дети, молиться о них надо постоянно. Как, впрочем, и учить их молиться за своих родителей.

  • Я часто слышу от верующих, что надо примириться с Богом. Я с ним не ссорился. Как это понять?

— Чтобы возобновить близкие отношения с Богом, мы прежде всего должны осознать, что их испортило. Причиной является грех. Все мы восстали против Бога, «нет делающего добро, нет ни одного» (Пс. 13:3). А наказанием за грех является смерть: «…душа согрешающая, та умрет» (Иезекииль 18:4). Но хорошая новость в том, что любящий Бог не отвернулся от нас, чтобы спасти. Иисус пришел для того, чтобы «взыскать и спасти погибшее» (Лука 19:10), и умирая на кресте, провозгласил исполнение Своей миссии возгласом: «Свершилось!» (Иоанн 19:30).

Возобновление отношений с Богом, или примирение, начинается с исповедания нашего греха, раскаяния перед Ним и решением полностью оставить грех. «Потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (Рим. 10:10). Раскаяние должно исходить из веры в то, что жертвенная смерть и чудесное воскресение Иисуса делает Его нашим Спасителем. Примирение с Богом – наш ответ на то, что Он сделал для нас. Он послал нам Спасителя, Он отдал Себя в жертву, чтобы забрать наши грехи, и Он обещает нам, что «…всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Деян. 2:21).



Ссылки на официальные сайты: