Самый важный секрет сапожных дел мастериц…

Многие привыкли считать, что обувной мастер, а в простонародье сапожник — это эдакий сильный, немного грубоватый мужичок в грязном длинном фартуке. Поэтому когда в ремонтной мастерской нас встречает эффектная женщина, это сильно удивляет. Сегодня «Вечерка» познакомит читателей с двумя такими мастерицами – Верой Бежелевой и Неллей Ахметжановой. Они рассказали, почему в таком деле, как ремонт обуви, очень важен женский взгляд и какие секретики таит в себе работа, которая очень даже любит женские ручки. Хотя натруженные, порой поколотые, с огрубевшей кожей руки предательски выдают, что это не только тяжелый ежедневный труд, но и настоящие реалии профессии, выбранной однажды и навсегда…

Когда нас встретила стройная и энергичная женщина, просто не поверили, что Вере Бежелевой 71 год. Ее трудовой стаж 47-лет. Большую часть из них мастер работает на одном месте в обувной мастерской в бывшем здании Дома быта, что на Бутовском повороте.


— Всегда наблюдаю за людьми, в какой они обуви, — искренне делится Вера Александровна. — Это уже профессиональное. Отмечаю недостатки и достоинства выбранного изделия, сразу вижу, в каком ремонте нуждаются те или иные туфли, сапоги, ботинки…

Первые шаги в профессии Вера сделала сразу после окончания школы, когда устроилась работать на обувную фабрику. Сам процесс изготовления серьезно увлек молодую девушку, и через год она уже училась в профессиональном училище по изготовлению новой обуви, а затем закончила и Луганский техникум легкой промышленности. Трудовой опыт накапливала в Доме быта «Черевички», работала в цехе реставрации.

— Почему именно ремонтом занялась? – отвечает на наш вопрос мастер. — Так ведь если не создавать обувь, то чинить-то всегда надо. Изначально эта работа мне нравилась больше.


И, как показало время, Вера Александровна не ошиблась. Индивидуальный пошив сейчас редкость, так как изделие получается дорогостоящим, а сапожник никогда не останется без работы…

Мастер Бежелева вспоминает времена, когда работы было столько, что даже головы не могли поднять. Специальная машина объезжала самые дальние районы Макеевки, собирая у населения разную обувку, нуждающуюся в ремонте. Свозили все в цех реставрации, в котором в былое время работали 11 человек. Утром приходили, делили обувь на одиннадцать кучек и работали, не отрываясь. Сроки выполнения ставили до месяца, потому что не успевали перерабатывать такое количество. Сегодня заказов в разы меньше.

На вопрос — не слишком ли сложная профессия для женщины, Вера Александровна отвечает:

— Я не считаю, что работа по ремонту обуви — неженское дело. Возможно, вы просто не замечали, но в этой профессии много специалистов именно представительниц прекрасного пола. Здесь важны эстетика и творческое начало, поэтому как женщина я всегда прикидываю, стала бы лично я носить такую обувь или нет, потратила бы деньги на ее ремонт. Мастер-мужчина, возможно, приделал бы какую-нибудь резинку и все, а я подхожу к процессу творчески: ремешок, пряжка на босоножке — все должно выглядеть идеально. Если укорачиваю голенище или вставляю клинья, когда оно узкое, всегда стараюсь сделать работу так, чтобы сапог отлично сидел на ноге клиентки.
Вот почему Вера Александровна ежедневно чему-то учится, повышая свое мастерство, чтобы любой человек в отреставрированной обуви чувствовал себя комфортно в любое время года.

— Ну а секреты в любимой работе имеются? – спрашиваем мастера-обувщика.

— Та какие там секреты, — смеется Вера Александровна. — Все дело — это шить, подбивать, подклеивать, менять набойки, ставить латки… Главное, чтобы это нравилось, ну и чтобы клиент остался доволен твоей работой. А свою работу я очень люблю и не мыслю для себя никакого другого занятия!

Вот Вера Александровна с удовольствием показывает мужские кожаные ботинки, на которых она заменила подошву. Сразу видно руку мастера — смотрятся как новенькие!

— Какой совет вы могли бы дать читателям газеты? – обращаемся мы к профессионалу.

— Скорее, не совет, а пожелание, которое касается попыток людей починить обувь своими руками, – отвечает Вера Бежелева. — Тут у меня только два слова: «Не портите»! Есть профессиональный клей и специальная технология ремонта. Если клиент подклеит оторванную подошву «Моментом», а потом все-таки принесет обувь к нам — это еще полбеды, а вот если «Суперклеем», то тут уже не всегда получается что-то сделать…

За всю свою многолетнюю историю профессия сапожника изменилась чрезвычайно мало — главную роль в обувном деле по-прежнему играют не технологии, а мастерство исполнителя. Вот почему Неллю Ахметжанову знают многие на Центральном рынке и, единожды воспользовавшись ее услугами, возвращаются к ней снова и снова.


— А как вы стали сапожником? — сразу задаем вопрос Нелле Халимовне.

— В профессию привел муж, — улыбается мастер. – С прежней работы он меня быстренько «уволил» после свадьбы, я тогда, закончив курсы, работала в Донецке диспетчером троллейбусов центрального маршрута. Ревновал и говорил, что эта за работа такая в ночную смену, и водители слишком много улыбаются диспетчерам, подарки дарят… В общем, рассчиталась, и муж устроил меня в Дом быта «Черевички», где и сам работал. Сначала я не хотела, а теперь очень благодарна ему, что все так сложилось. Я имею свое дело, которое мне по душе, и финансовую поддержку – на хлеб всегда заработаю своими руками, пока есть силы…

Молодую ученицу поставили на пресс подошву клеить, потом на затяжку – это когда на колодку натягивается кожа, и заготовка принимает вид изделия. Позже стала делать тонировку обуви, напыление по швам для красоты.

Уже став мастером, Нелля Халимовна перешла в ремонтную мастерскую, открывшуюся в советское время на Центральном рынке. Вспоминает она, что с самого утра люди несли прохудившуюся обувь и спокойно шли на базар за продуктами, а сапожники чинили, клеили, подбивали и через несколько часов отдавали клиенту отремонтированное изделие…

— Ремонт был востребован, — говорит мастер, — да и качество обуви было другое. Если вбиваешь гвоздь, так в дерево, а не в пустоту, как сейчас. Кожа, значит, кожа, а не пленка, которую ремонтируешь, а она рвется в другом месте… Раньше туфли носили-носили, а они не изнашивались, не знали, как и избавиться от надоевшей обуви (смеется).
Все время беседы мы наблюдали за ловкими действиями мастера, понимая, что эта работа, несмотря на кажущуюся простоту, очень интересная, требующая усидчивости и аккуратности. И в этом сапожник-женщина легко может посоревноваться с сапожником-мужчиной. Ведь к каждому своему исполнению, будь то растяжка, замена молнии, прошивка подошвы и многое другое, женщина подходит творчески.

О нынешнем качестве обуви мастер говорит, что оно плохое. И материалы, из которых она изготовлена, и колодки. В условиях нашего климата обувь нельзя носить без «профилактики». Сама Нелля Халимовна давно не покупает обувь, потому что есть возможность сделать хороший ремонт. И поговорку «сапожник без сапог» понимает несколько по-другому: один раз качественно сделал — и носишь много лет!

— Не спешите выбрасывать прохудившуюся обувь, — советует мастер Ахметжанова. — Если у нее отходит каблук, стерлась подошва, отклеился носок, несите в мастерскую, сапожник посмотрит и всегда найдет выход. Ремонт хорошей обуви все равно обойдется дешевле, чем покупка новой пары. К тому же, многие уже привыкли к любимым босоножкам или ботинкам и очень жалко выбрасывать их. А подлатанная обувь еще какое-то время обязательно послужит.

Основная проблема, с которой сталкиваются потребители, – это износ набоек. Дело в том, объяснила сапожник, что многие производители используют не самые лучшие материалы для их изготовления. Поэтому, приобретая обувь, лучше всего сразу же заменить набойки на качественные и надежные.

Конечно, существуют издержки профессии, например, с маникюром долго не походишь, да и руки болят от постоянной перегрузки; профессиональный клей, который сапожники закупают банками, и растворители различные, как правило, с резким запахом, от которых болит голова. Труд, скорее, сезонный: зимой и летом заказов намного меньше, значит, и заработки падают. Заказчики очень разные, всем надо угодить…

-Так-то оно так, — делится Нелля Халимовна. – Но, знаете, как говорят мудрые: «К чему душа лежит, к тому и руки приложатся». Мне нравится моя работа. Я не могу сидеть без дела. Главное, честно поступать с людьми и делать свое дело так, чтобы человек остался доволен. Вот и весь секрет!

Согласитесь, мастер по ремонту обуви – палочка-выручалочка в трудную минуту. Ведь случается же порой, спешишь на работу, и вдруг на ровном месте — трыс-сь! — сломался каблук. Куда бежать? Конечно же, в мастерскую.

Если хотите, комфорт, здоровье и удобство тоже в их руках. Без этого мы бы не смогли буквально летать каждый день в наших любимых кроссовках, ботинках, сандалиях, которые куплены-то уже лет пять назад. Благодаря сапожникам, мы имеем возможность носить именно ту обувь, которую любим…

Ольга Бандурка. Фото автора и Александра Петрова.



Ссылки на официальные сайты: