Окунаясь в крещенскую купель, обещаем Богу добрую совесть

19 января весь православный мир встретит светлый праздник Крещения Господня. В этот день, который еще называют Богоявлением, Спаситель вошел в теплые воды Иордана и принял таинство крещения от Иоанна Предтечи. Христос был безгрешен и потому не нуждался в очищении личных грехов, но этим омовением, по словам церковных песнопений, «потопил в водах Иордана грехи всего мира». С тех пор крещенская водица по вере нашей обладает дивной силой – освящает и исцеляет благодатью Божией.


ГОВОРЯТ СВЯЩЕННИКИ
Протопресвитер Николай Афанасьев:
— Крещение есть Таинство духовного рождения, именно поэтому оно возможно лишь единожды. Крещение есть принятие человека в лоно Церкви, только после него человек может приступать к Церковным Таинствам. Крещение и миропомазание служат подготовительными моментами для вступления в Евхаристическое собрание. Вступление в него открывает возможность жизни в Церкви, без которой нет активной принадлежности к ней. Поэтому сами по себе крещение и миропомазание создают только пассивную принадлежность. Таким образом, таинство приема в Церковь содержит три момента: крещение, миропомазание и Евхаристию.

Митрополит Иларион (Алфеев):
— Крещение является лишь первой ступенью восхождения души к Богу, и если за ним не следует обновление всей жизни, духовное перерождение, решительный отказ от дел «ветхого человека», то оно не приносит плода. Если же Крещение было только формальностью, данью традиции или моде, и человек продолжает жить как язычник или неверующий, он лишается всех плодов Таинства, отлучает себя от Христа и извергает себя из Церкви.

Протоиерей Игорь Гагарин:
— Когда в первые три века существования христианства человек принимал решение креститься, он знал, что за это решение придется дорого заплатить. Своей смертью умереть ему едва ли удастся. Впереди, скорее всего, — мученическая кончина. Но в той новой жизни, которая начиналась после выхода из крещальной купели, открывались человеку такие ценности, что выражал он готовность на мученичество ради них. Что же это за ценности? ЭТО ЛЮБОВЬ! Во Христе открывается человеку такая любовь, которая неизмеримо крепче, сильнее смерти. Через Крещение человек приобщается той любви Христовой, которая делает нестрашным самое страшное…

Сегодня — другие времена. И хотя смысл крещения остался тот же, так же ли ясно, как первые христиане, понимают его те, кто приходит креститься?

«Зачем я совершаю этот шаг?» «Что изменит он в моей жизни?» Всегда ли современный человек готов ответить самому себе на эти вопросы?

Митрополит Антоний Сурожский:
— К каждому живущему обращены слова Спасителя: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со мною» (Откр. 3:20). Христос никогда не взламывает никакие двери, не входит ни во чье сердце непрошенным гостем. Он стучит и ждет, не отворят ли. Если мы пришли креститься, значит, решили отворить Христу дверь своего сердца.

Все это не должно препятствовать произнести «верую», если есть стремление строить свою жизнь по Евангелию. Желание веры — уже начало веры. Но если нет ничего этого, ни веры, ни желания обрести ее, ни малейшего намерения что-то узнать о Христе и Евангелии, крещение будет бесполезным действием.

История праздника
Иоанн Креститель, долгие годы пребывавший в пустыне в посте и молитве, вышел на проповедь покаяния в преддверии близкого прихода Христа, говоря: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3:2). Проповедь этого человека произвела сильное действие на народ. Огромные толпы людей, «Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои» (Мф. 3:5-6).

Чем вызван был такой энтузиазм, такой массовый духовный подъем, который охватил народ? Жажда правды неотделима от природы человека. Иногда она присутствует в душе в столь малой степени, что не ощущается ни окружающими, ни самим человеком. Но когда среди людей появляется подлинный праведник, стремление к правде, то есть к настоящей, полной, достойной человека жизни, у окружающих усиливается многократно.
И тогда человек оказывается способным принять такие решения, которые могут перевернуть всю его жизнь. Сегодня христиане называют это обращением. Такое произошло со многими из тех, кто приходил к Иоанну Крестителю. Впрочем, не со всеми. Для кого-то это был только душевный порыв, который волнует, много обещает, но быстро проходит.

Так или иначе, все, приходившие к Иоанну креститься, намеревались изменить свою жизнь. Это же намерение должно присутствовать и в душах тех, кто приходит к крещенской купели сегодня.

Традиции праздника
Перед Крещенским днем принято соблюдать строгий пост. Также накануне праздника многие верующие готовят праздничный стол, включающий в себя постную кутью, блины и кисель.

Купание в проруби происходит с 18 на 19 января, большинство людей окунаются ночью или ранним утром, когда немноголюдно. Главная традиция перед омовением – освящение купального места. Для этого специально приходит священник, очищающий место путем троекратного погружения креста и чтением соответствующих молитв. Люди, верующие в Бога, окунаются в проруби или в других открытых источниках, ведь вода в период Крещения обладает целительными свойствами, а также способна укрепить духовное и физическое состояние.

В праздник нужно посетить церковь, чтобы поставить свечку и попросить отпустить грехи насущные. Вода в местах купания, которые посетил священник, считается святой. Поэтому часто люди приходят на купание с бутылками и набирают немного целебной воды домой.

Погружаться необходимо с головой, причем установленное количество раз – три. Во время купания желательно креститься и не забывать произносить молитву: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Это символическое очищение от всех грехов. После омовения происходит перерождение души, а помыслы становятся чище.

А как было на Руси?
На Руси в день Крещения, когда заслышится первый церковный звон, разжигали огромный костер на берегу. Тепло предназначалось Иисусу, который после окунания в ледяную воду мог погреться у костра. Начинали готовиться уже за неделю до праздника: искали подходящее место, выстругивали большой крест и размещали его около проруби.
Спозаранку все собирались на богослужения, а после отправлялись к речке. При этом местные жители приходили с кухонной утварью, в которую черпали святую воду. Было даже поверье – чем раньше зачерпнешь, тем чище она будет.

Потом толпа расходилась по домам, где женщины накрывали на стол, а мужчины окропляли святой водой все хозяйство. Считалось, что данная традиция подарит семейству успешное начинание во всех делах, а дом будет полной чашей.

Главное – верить…
В книге «Деяния святых Апостолов» рассказывается, как апостол Филипп встретил по пути эфиопского вельможу и долго беседовал с ним о Христе. Когда они, продолжая путь, приехали к воде, эфиоплянин сказал: «Вот, вода; что препятствует мне креститься? Филипп же сказал ему: если веруешь от всего серд-ца, можно» (Деян. 8:36-37).
Что отличает наше крещение от того, которым крестил приходящих к нему Иоанн Креститель. И там и здесь необходимо покаяние. Это — общее. И там и здесь — вера. Но приходившие к Иоанну верили в Грядущего Спасителя. Так же веровали их отцы и деды.

Веровали и ждали…
Мы же веруем в Того, кто уже пришел, в Того, кто, будучи вечно Богом-Сыном, воплотившись от Девы Марии и Духа Святого, стал Сыном Человеческим, жил как человек среди людей, умер за наши грехи на кресте, воскрес из мертвых. Кто, пребывая на Небесах «одесную Отца», не оставляет и нас, пообещав Своим ученикам: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). Обо всем этом беседовал Филипп с эфиопским вельможей и когда спросил его о вере, услышал в ответ: «Верую, что Иисус Христос есть Сын Божий» (Деян. 8:37). Только услышав этот ответ, Филипп счел крещение возможным. Прошедшие с тех пор века ничего не изменили. Эти же слова необходимо в сердце своем произнести каждому, желающему креститься.

Добрая совесть
Обратимся к Священному Писанию. «Крещение, — пишет Апостол Петр, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести…» (1Пет. 3:21). Для того, кто в крещении соединился со Христом, совесть становится голосом Божиим, и теперь первая обязанность человека — послушание этому голосу.

Обещание доброй совести не означает, что мы превратимся в безупречных христиан сразу после крещения, но то, что мы будем стараться стать таковыми, прилагать к этому все свои силы, любить Бога, ближних своих, пребывать в Слове, посте и молитве, идти путем правды.

Вот библейский критерий доброй совести – желание во всем вести себя честно. Добрую совесть не спрячешь, она обнаружит себя в словах и поступках. Окружающие обязательно увидят, что человек, наделенный ею, стремится жить по правде. Этого стремления и хочется пожелать каждому, кто выходит из крещенской купели обновленным и чистым.

Праздник Крещения несет в себе смирение, очищение от грязных помыслов, искупление грехов и покаяние. В этот день люди должны быть друг к другу ближе и терпимее, поблагодарить Бога за милость, восстановить душевное спокойствие и оставить все плохое в прошлом. А окунаться в крещенскую купель или нет, каждый решает для себя сам. Самое главное – исполнить обещание доброй совести Богу и жить по Его заповедям.



Ссылки на официальные сайты: