Людмила Рожкова: «Я бы выбрала снова бесконечные хлопоты эти…»

Лев Толстой сказал однажды, что хорошему учителю достаточно иметь только два качества – большие знания и большое сердце. Всем этим сполна обладает учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя школа №31 города Макеевки» Людмила Рожкова — прекрасный педагог, опытный наставник, большой труженик и удивительно светлый человек.

Многие годы Людмила Алексеевна ставила разные оценки своим ученикам. Но пришло время – и сама жизнь выставила ей «отлично» за доброе сердце, прекрасное знание русского языка, неутомимый характер, талант и мастерство. За многолетний кропотливый труд — Глава ДНР Денис Пушилин присвоил ей почетное звание «Заслуженный учитель Донецкой Народной Республики».

Жизнь направляет сама…

С первых минут знакомства с Людмилой Алексеевной понимаешь, что она человек творческий, по-настоящему влюбленный в свою профессию. И как истинный профессионал, свободно владеет современными методиками ведения своего предмета. Каждый ее урок интересен и неповторим. Она делает все, чтобы ученики шли на урок как на игру, а ее уроки и есть настоящая игра. Педагог учит их не только читать, а думать, творить, размышлять, анализировать, самостоятельно добывать знания и верить в себя. Она открывает и развивает в детях их творческие способности.

— Пожалуй, я счастливый человек, — искренне улыбаясь, говорит Людмила Рожкова, — потому что на моем жизненном пути, если и не происходило каких-то сверхзначимых событий, зато встречались мудрые, добрые и прекрасные люди, кардинально повлиявшие на мою судьбу…

А жизненные дороги будущего педагога не были легкими. Родилась Люда в селе Висляково Вологодской области. Папа – Алексей Дмитриевич — электрик, мама Евгения Михайловна — агроном в колхозе. В 1958 году они всей семьей переезжают в Макеевку к маминому брату. И 1 сентября Люда пошла в первый класс СШ №31. Детство было трудное. Материальный достаток был небольшой. Отец работал электриком в ЦЭМе, а мама смогла устроиться только прачкой в ясли, позже — нянечкой.

Пионерская дружина в сборе

— Учась в четвертом классе, — вспоминает Людмила Алексеевна, — я занималась в драматическом кружке во Дворце культуры недалеко от дома. Летом все участники кружков ходили в городской пионерский лагерь. Администрация шахты «1-1 бис» кормила детей, поэтому различные кружки были переполнены шумной детворой. И все-таки детство – это очень счастливая пора.

С особой любовью и трепетом вспоминает Людмила Алексеевна своего классного руководителя — Людмилу Авраамовну Пефтееву, которую не ради красного словца называет дорогим человеком, с которым и сегодня общается и дружит. Это человек, сформировавший в пытливой девчонке личность, правильные взгляды, нравственность, утверждая, что иметь школьные знания хорошо, но важнее самостоятельно повышать свой уровень образования. И юная восьмиклассница положила мудрые слова учителя в свое сердце — много читала, вникала в тонкости разных наук, открывала для себя мир поэзии и искусства…

Лето 1975 года. Людмила — вожатая в пионерском лагере «Звездочка»

Закончив десять классов, Людмила решила поступать в Макеевское педучилище, но, не добрав обидных полбалла, не прошла по конкурсу. Казалось, мир рухнул, ведь она не оправдала надежд своего любимого классного руководителя. Но неровные линии жизни сами выводят туда, где человек сможет принести максимальную пользу. С нашей героиней именно так и случилось. Искренне заботясь о своей подопечной, Людмила Авраамовна предложила ей поработать второй пионерской вожатой. Люда согласилась, и первого сентября 1968 года ступила на порог родной школы уже не как ученица, твердо решив связать свою судьбу с педагогикой.

— Я очень благодарна всему коллективу моей тридцать первой, — говорит педагог Рожкова, — они поддерживали, помогали в работе и наставляли.

С теплотой в голосе Людмила Алексеевна вспоминает преподавателя русского языка и литературы Ларису Ивановну Боровик, которая была секретарем учительской комсомольской организации, делилась своим педагогическим опытом с молоденькой пионервожатой. В этом же году Людмила поступила на подготовительные курсы в Донецкий национальный университет. А в 1969 году стала студенткой филологического факультета, совмещая работу в школе и учебу в университете.

Десятки пытливых глаз…

В день нашей беседы Людмила Алексеевна вспоминала еще многих творческих и отзывчивых, добрых и честных, талантливых людей, с которыми ее свела судьба. Они помогали в трудные минуты, давали правильные советы, да и сейчас делают ее жизнь насыщенной и интересной.

Еще идет урок

Помнит она тот трепет в душе, когда впервые вошла в класс учителем русского языка и литературы к пятиклашкам, десятками пытливых глаз всматривающихся в лицо нового педагога и классного руководителя. С огромным волнением задавалась вопросами: сможет ли она заинтересовать их, влюбить в свой предмет, сделать так, чтобы ребята с нетерпением ждали новых занятий.

Через пять быстро пролетевших лет она выпустила их, навсегда сохранив в памяти своих первенцев и совместно прожитые годы, интересные поездки, различные мероприятия, веселые встречи… А потом ее уже повзрослевшие и чуть поседевшие первые ученики приведут к ней своих детей и внуков.

— Я счастливый человек, — настойчиво повторяет Людмила Алексеевна, — потому что вся моя жизнь связана с творчеством. Как сказал Ромен Роллан, «…счастлив только тот, кто творит…».

С первых дней работы Людмила Алексеевна именно творила. Конечно же, вместе с детьми, открывая перед ними многогранность этого слова – работать над
собой, любить людей, уметь определять главное в жизни, приносить пользу
обществу.

Весна-2016. Последний звонок

Есть в арсенале преподавателя свои педагогические секреты и приемы, которые никогда не подводили, а трудные моменты становились управляемыми, потому что урок умелыми действиями педагога превращался в игру или театральное действо. Ученики Людмилы Алексеевны, вовлеченные в процесс творчества, с удовольствием собирали и продолжают собирать информацию о выдающихся и знаменитых людях прошлого и настоящего; участвуют в конкурсах, фестивалях и школьной литературной гостиной, создателем которой является их энергичный педагог.

Наш дивный, наш могучий…

В кабинете учителя Рожковой есть портреты великих писателей и поэтов кисти её мужа. Евгений Алексеевич был прекрасным художником и такой же увлеченной натурой. К сожалению, в 2004 году его не стало, погиб в ДТП.

— Не имея гуманитарного образования, — продолжает свой рассказ Людмила Алексеевна, — он знал литературу в чем-то даже лучше меня. Окончил строительный техникум, постоянно занимался самообразованием. Поженились мы сразу после моего окончания университета. В то время молодые семьи стремились приобрести ковры и мебель, а мы — подписные издания редких книг, иллюстрированные альбомы по искусству…


Сегодня дом Рожковых переполнен томами русской, советской и зарубежной классики, а также уникальными книгами и альбомами.

Людмила Алексеевна говорит, что ей часто задают один и тот же вопрос: почему же был выбран именно русский язык и литература, и, отвечая на него, она цитирует слова писателя Ивана Ильина: «…дивный дар дан нам, наш могучий и поющий русский язык. В нём богатство звуков и слов, гудение далёких колоколов и серебро ближних колокольчиков. В нём ласковые шорохи и хрусты.

В нём травяные шелесты и вздохи… В нём громы небесные и рыки звериные; плески чуть слышные. В нём вся русская душа…».

Людмила Рожкова – учитель, который всегда в поиске, постоянно увлекающийся. Она черпает вдохновение в учениках, забывая о трудностях и возрасте, ведет активную общественную деятельность, много лет является руководителем методического объединения учителей гуманитарного цикла в школе, член городской инициативной группы «Внедрение городского проекта «Николай Хапланов – патриот родного края».
А на вопрос корреспондента, что педагог с более чем полувековым стажем работы хотела бы изменить в своей жизни, отвечает строчками известной “Песни журналистов”:

Если снова начать,
Я бы выбрал опять
бесконечные хлопоты эти…

Многие нынешние выпускники Людмилы Рожковой стали высококлассными специалистами, занимают руководящие должности в ДНР, учатся в разных вузах Республики, некоторые пошли по ее стезе.

Радость высокой награды и почетного звания разделили с Людмилой Алексеевной большое количество знающих ее людей — бывшие и настоящие ученики и коллеги, а также сын Дмитрий, мамина опора, который принимает активное участие в ее работе: обеспечил современными техническими средствами, научил с ними работать.

Можно только представить, сколько сил, труда, души и терпения вложила и еще вложит теперь уже Заслуженный учитель Людмила Рожкова в каждого из своих учеников, чтобы они выросли из девчонок и мальчишек в успешных и счастливых людей.

— Результаты моей работы, — подытожила Людмила Алексеевна, — не всегда видны сразу, иногда они проявляются спустя годы. Но знать об этом для меня – высшая награда!

Ольга Бандурка.
Фото Александра Петрова и из архива героини публикации.



Ссылки на официальные сайты: