Как бьется сердце блохи и почему зоотехник не чинит трубы

Помните, дорогие читатели, как мы все мечтали в детстве о о будущей профессии? Те, кто постарше, еще успели погрезить о космосе или почетной службы пожарного на огромной красной машине. Люди помоложе, отдавая дань новому времени, выбрали работу программиста, менеджера, экономиста… А вот учащиеся 2-х и 4-х классов МОУ «НШ №5 г. Макеевки» на минувшей неделе практически единогласно решили стать… «Айболитами».

Такой похвальный выбор подсказали им преподаватели Донбасской аграрной академии, проведя для детей познавательную и увлекательную экскурсию по лабораториям факультета ветеринарной медицины и зоотехники. Да что там дети — корреспонденты «Вечерки» с не меньшим интересом слушали специалистов, наблюдали за опытами и заглядывали в микроскопы.

Знакомясь со второклашками, выступавшая в роли экскурсовода старший преподаватель ДонАгрА Наталья Кислухина задала им пробный вопрос:

– А знаете ли вы, ребята, кто такой ветеринар?
– Да, — отозвались в большинстве девичьи голоса, — он лечит животных.
– А что делает зоотехник?
– Он чинит трубы, — дружным хором вступили в диалог мальчишки…

Скрывая улыбки, сотрудники академии очень постарались, чтобы за отведенное на экскурсию время школьники узнали, какой интересный мир их окружает и что не всегда слово «техник» определяет работника ЖКХ.


Так, в лаборатории биохимии ребята с любопытством наблюдали за опытами, позволяющими определить состав и качество молока. Специальные индикаторы, добавляемые в пробирки с образцами исходного продукта, изменяли его цвет из белого в желтый, малиновый, зеленый, синий — в зависимости от качества молока и добавок в нем.

В лаборатории микробиологии и вирусологии дети узнали о различных видах болезнетворных микробов, вызывающих серьезные заболевания, общие для человека и животных — сибирская язва, стафилококк, сальмонеллез. А еще о тех микробах, которые портят пищевые продукты. Школьники увидели, как микроорганизмы искусственно выращиваются в питательной среде (в специальном желе и термостате) для дальнейшего изучения, рассмотрели мазки, взятые с лапок больного котенка. А какая «шикарная» плесень вырастает из микробов, снятых с обычного мобильного телефона, — убедительное напоминание о необходимости хорошо мыть руки. Заглядывая в линзу микроскопа, ребята узнали, как выглядят микробы в многократном увеличении и как бьется сердце блохи.

В лаборатории гистологии и физиологии, где изучается строение тканей и органов животных на клеточном уровне и функциональные процессы в живом организме, школьники при помощи специального оборудования смогли рассмотреть различные образцы гистологических препаратов тканей животных. Дети увидели, как устроен шершавый язычок кошечки, состоящий из нитевидных сосочков, как выглядит слюнная железа, легкое, стенки желудка и даже строение коры больших полушарий мозга, состоящей из множества нервных клеток — нейронов. Они-то, такие маленькие, и отвечают за проявление всех функциональных процессов в большом целом организме животного, обеспечивая его жизнедеятельность.


Большой интерес у школьников вы-звала лаборатория анатомии, очень похожая на один из залов краеведческого музея. Здесь представлены сухие костные препараты, используемые на занятиях по анатомии, — проще говоря, черепа и скелеты лошади, коровы, свиньи, барана, собаки. И даже настоящей волчицы и дикого кабана. Оказывается, когда он клацает своими страшными клыками, то одновременно точит их друг о друга, а лошадь ходит на одном пальце, а у коровы, человека и жирафа одинаковое число позвонков — 7. Все знают, что кит — огромное животное, но мало кто видел его хвостовой позвонок — он занимает почти половину учебного стола. Дети увлеченно наблюдали за компьютерной 3D-моделью собаки, которая позволяла увидеть расположение внутренних органов, кровеносных сосудов, мышц и нервов в теле животного. На большом экране собака то превращалась в бесплотное белое существо наподобие знакомого всем Каспера, то вдруг в ней «включались» сердце, легкие, по венам устремлялась алая кровь и проступали разноцветные очертания мускулатуры и нервных волокон.


Последней второклашки посетили лабораторию пчеловодства, куда входили с дружным припевом известного хита: «Ты пчела — я пчеловод, а мы любим мёд…». Здесь ребята погрузились в удивительный мир трудолюбивых пчел, увидели, в каких домиках-ульях они живут и как устроены пчелиные семьи, как выглядит пасека, познакомились с инструментарием пчеловода, потрогали восковые пластины и даже покрутили ручку медогонки. А еще узнали, что главный вредитель медоносной пчелы — восковая моль — может дать нам шанс не погибнуть под грудами бессмертного полиэтилена, потому как ее личинки могут переработать бытовые отходы в пыль, равно как и пчелиные соты.
Вот такая насыщенная и удивительная получилась экскурсия. И вполне естественно, что когда по ее завершении у школьников спросили: «Ну что, вам понравилось? Придете к нам учиться?» ответом было дружное «Да-а-а!..». А педагог НШ №5 Алла Передереева отметила, что в их школе прошла «Неделя окружающего мира», в рамках которой каждый день был посвящен определенной теме, проводились викторины, квест-игра, творческая встреча «Мы в ответе за тех, кого приручили», на которую дети приносили своих домашних питомцев.

— И в завершение «Недели окружающего мира» мы пришли на экскурсию в ДонАгрА. По вдохновленным лицам детей явно видно, что им здесь очень понравилось, они почерпнули массу нового и полезного. И многие из них наверняка захотят стать ветеринарами, особенно те, кто любит своих домашних животных. Очень благодарны руководству и преподавательскому составу академии за мероприятие и содержательные интересные рассказы, — заключила Алла Васильевна.


Надеемся, что будущие «Айболиты» не передумают в сегодняшнем выборе, ведь к моменту их поступления в ДонАгрА уже знакомые им лаборатории наверняка пополнятся новыми, еще более интересными оборудованием и экспонатами, превращающими стандартную учебу в интересный познавательный процесс.

Инна САЛАМАХИНА.



Ссылки на официальные сайты: