Человек, за которым хотелось идти

Незаменимых людей не бывает, — утверждает жизнь сегодня. И все-таки ошибается. Потому что не часто, но приходят в этот мир уникальные люди, каким-то необъяснимым чутьем находящие собственный, очень правильный, жизненный путь. И устремляются они по этому пути созидания без оглядки на усталость и поджидающие неприятности. Ведут за собой людей, согревая их собственным светом и верой в то, что все обязательно будет хорошо. А когда такие личности уходят, остается пустым их кабинет, скорбят сердца, но знания, опыт и лучшие человеческие качества перенимают родные, коллеги, друзья — все, кто был рядом.

Так случилось и после ухода Владимира Дмитриевича Дачковского, годовщина светлой памяти которого исполнилась во вторник, 21 января. На ГП «Макеевпогрузтранс», где более полувека вместе с родным коллективом Владимир Дмитриевич переживал разные времена и события, поминают его только добром. И не потому, что так положено, а потому что он заслужил это по праву.

Путь Владимира Дачковского в профессии складывался, как у многих целеустремленных людей того поколения. Но судьба его оказалась уникальна по масштабам силы и таланта руководителя, колоссального трудолюбия и умения вести за собой.

Родился Владимир Дмитриевич 24 августа 1941 года в селе Жванец Каменец-Подольского района Хмельницкой области. Трудовую деятельность начал в 1959 году, когда после окончания Авдеев-ского железнодорожного училища сделал свои первые рабочие шаги в должности слесаря на станции Ясиноватая Донецкой железной дороги. А с 1964 года Владимир Дмитриевич навсегда связал свою судьбу с Государственным предприятием «Макеевпогрузтранс». Здесь он получил производственную закалку, добросовестным отношением к работе заслужил уважение коллег и руководства и вырос профессионально от слесаря по ремонту подвижного состава до руководителя предприятия. Рабочие будни испытывали Владимира Дачков-ского на прочность, но ни на одной из пройденных должностей не позволял он себе поблажек, будь то работа слесаря по ремонту локомотивов, машиниста паровоза и тепловоза, инженера по безопасности движения, председателя профсоюзного комитета, и уж тем более — главного инженера и директора предприятия.

Стаж главного инженера оказался самым долгим — эту должность Владимир Дмитриевич занимал на протяжении 28 лет. Именно тогда раскрылись его организаторские способности, инженерная мысль и приверженность техническому прогрессу. Коллектив предприятия уверенно вел за собой человек-«вечный двигатель», умеющий принимать масштабные, порой неординарные решения, концентрироваться на самом важном и значимом. Кроме того, на посту главного инженера Дачковский целиком и полностью раскрылся как незаменимый специалист-железнодорожник. Для продления срока службы ж/д пути он предложил применять безстыковые рельсы, укладывая их на железобетонные шпалы. Что и было сделано на основных, главных перегонах. К сожалению, воплотить эту идею на всех железнодорожных путях предприятия помешали трудные 90-е годы прошлого столетия.

На любой должности Владимира Дачковского отличали открытость, простота в общении с людьми и умение потребовать результата, найти выход из сложных ситуаций. К нему все шли за советом. Не важно, касалась проблема рабочего процесса или жизненных ситуаций, Владимир Дмитриевич всегда спокойно, внимательно выслушивал коллегу и давал дельные отеческие советы, которые всегда оказывались верными как в работе, так и в жизни.

Железнодорожный транспорт – сектор повышенной опасности, где порой случаются и серьезные аварии. Когда таковые происходили, Дачковский всегда первым, независимо от времени суток, оказывался на месте происшествия, быстро оценивал сложившуюся ситуацию и определял необходимые меры по устранению последствий ЧП. В такие моменты он был не только руководителем и организатором восстановительных работ, он не стеснялся надеть рукавицы и вместе с рабочими переносить шпалы, рельсы. Всегда говорил: «Делай как я»! И все шли за ним.

Владимир Дмитриевич обладал большим даром убеждения, когда нужно было отстоять свое видение проблемы и вариант решения вопроса. Этот вариант не выбирался спонтанно. Для его принятия собирался технический совет с руководителями и специалистами служб предприятия: подвижного состава, пути, СЦБ и связи, энергоснабжения. Каждый из присутствующих высказывал свои предложения. Выслушав их, предварительно обдумав все «за» и «против», Дачковский принимал единственно правильное в сложившейся ситуации решение.

Неудивительно, что такой Профессионал с большой буквы воспитал целую плеяду специалистов-железнодорожников, за что ему низкий поклон.

За долголетний безупречный труд Владимир Дмитриевич стал полным кавалером ведомственных знаков «Шахтерская слава» и «Шахтерская доблесть». Во всех достижениях трудового коллектива, во всех наградах предприятия — львиная доля и его кропотливого труда.

Уйдя в 2017 году на заслуженный отдых, Владимир Дмитриевич не забывал ставшее за десятки лет родным предприятие. Часто приходил, интересовался жизнью и работой коллектива. И люди его не забывали.

К сожалению, как бы ни велики были заслуги, любовь и уважение, они не в силах защитить от неизбежного. 21 января 2019 года перестало биться сердце талантливого руководителя, замечательного человека, любящего и заботливого мужа и отца Владимира Дмитриевича Дачковского. Его светлый образ и добрые дела остаются в памяти всех, кто жил и работал рядом с ним. Трудовой коллектив и ветераны Государственного предприятия «Макеевпогрузтранс» выражают глубокие соболезнования жене Владимира Дмитриевича – Неле Андреевне и сыновьям – Игорю и Андрею, сумевшим перенять самые важные уроки отцовского воспитания, трудолюбия и ответственности за выбранное дело, за прожитую жизнь.

Добрым словом

Сергей Подустов, и.о. директора ГП «Макеевпогрузтранс»:
— Наши профессиональные пути пересеклись, когда предприятием руководил Вячеслав Пастухов, а Дачковский занимал пост главного инженера. Это были совсем разные люди. Директор — администратор, у него свой стиль управления, субординация, а Дачковский — азартный производственный живчик. Первой его фразой после нашего знакомства было: «Пошли — покажу хозяйство!». Очень он им гордился, просто жил этим. Шустрый, невысокий, быстрый и энергичный не по возрасту. Я даже не поверил, что ему тогда было далеко за 60. На работу не шел — мчался. Выехали вместе на сход состава — всем руководит Дачковский: канат тянет, трос тянет, нерасторопных ротозеев отгоняет: «Уйди, не мешай!». У него был настоящий дар в особо сложные моменты, когда надо принимать неординарные решения, быстро и безошибочно все рассчитать. Иногда людям говорил: все, бросайте, надо отдохнуть, выспаться, утром решим. А сам приходит домой, не спит, модель создаст из коробочек, вагоны выстроит и мудрит — как повернуть нужно, как поднять, чтобы снова не опрокинулся, моделировал, конструировал. Утром приходил с готовым решением: «Делайте вот так и так». И все получалось.

Мы думали — как? Невозможно же. А получалось!

К Дачковскому всегда шли люди, даже больше, чем к директору, потому как круг вопросов главного инженера шире в техническом плане. Владимир Дмитриевич был с людьми на «ты», простой и доступный, мог и «врезать» по заслугам в запале. Если был уверен в правоте своей позиции — отстаивал ее до конца.

Я не преемник Дачковского и не ученик, но почерпнул от него много нового и важного. Ведь «Макеевпогрузтранс» стал первым подобным предприятием Союзного масштаба, и опыт, который приобрел здесь Дачковский и его коллеги, невозможно было получить нигде больше. А Владимира Дмитриевича здесь помнят и чтут до сих пор.

Виктор Макуха, начальник локомотивного депо:
— При имени Дачков-ский в душе испытываешь большую скорбь, очень не хватает нам Владимира Дмитриевича. Неиссякаемой энергии был человек, вел за собой, как в бой. Преодолевал любую трудность так, как мог это делать только он. Нам оставалось лишь учиться. Всегда в первых рядах шел, хоть и в годах уже был, тянул все на себе в прямом смысле слова. Не просто профессионал — профессор в своем деле, мог бы книги писать о собственном опыте. Стоял горой за людей, за предприятие. Здесь был его второй дом.
Когда происходила реорганизация «Макеевпогрузтранса», очень сложная и болезненная, Владимир Дмитриевич грудью защищал предприятие. Люди хотели, чтобы он стал директором, потому что доверяли. Такой был руководитель — с большой буквы, только хорошие слова о нем звучат по сей день. Замечательный человек был, и сыновей достойных воспитал.



Ссылки на официальные сайты: