А ваши малыши хорошо говорят?

Нет ничего сложнее и индивидуальнее человеческой психики, считает логопед городского Детского клинического центра Валентина Кочмар.

Общий уровень психического здоровья нации во многом определяется состоянием психического, в том числе, речевого здоровья ее детей.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка. Она не является врожденной способностью человека, а формируется постепенно и способствует развитию личности в целом.

Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих.
К сожалению, вечно занятые родители в наше время частично забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотек. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками). Мало слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж планомерные развивающие занятия по освоению речи – вообще редкость.

Почему стоит уделять внимание развитию речи у ребенка, читателям «Вечерки» рассказывает специалист с огромным стажем.


Сегодня в геометрической прогрессии растет количество детей с речевой патологией. Бдительные родители обращаются за помощью к логопеду, когда малыши не могут говорить в 2 года.

Однако многие родители полагаются в решении проблемы развития речи на детский сад. Очень часто эти надежды не оправданы, во многих садах развитию речи не уделяется достаточно внимания. Даже если вам повезло и родной речи на занятиях в детском саду отведено достойное место, все же имеет смысл проследить, достаточно ли у крохи развивается дикция, словарный запас, умение использовать интонацию, строить диалог.
Первый крик своего малыша родители слышат еще в родильном доме. Он должен быть ясным, чистым, не хриплым. Рефлекторные крики сохраняются у ребенка до 8 недель. Так малыш сигнализирует о состоянии дискомфорта.

Возраст от 2 до 5 месяцев специалисты называют периодом умения, когда ребенок развивается в соответствии с возрастной нормой, он активно гулит, произносит нараспев отдельные звуки и их слияние: «а-а-а», «ц-а-а», «агу», «аха», «угу». Гуление не возникает у ребенка стихийно. Его появление связано с эмоциональным общением со взрослыми. Разговаривая с крохой, вы стимулируете его речевое развитие.

В 2,5-3 месяца у младенца появляется первый смех. Он с удовольствием заливисто хохочет, что способствует развитию его речевого дыхания. В этом возрасте малыш отвечает улыбкой на обращение взрослого, ищет источник звука в пространстве, поворачивая голову.

К 5-6 месяцам нормально развивающийся младенец начинает лепетать, произносить слоги и цепочки слогов с губными звуками «ма-му-ма», «ба-ба-бо», «па-пу». Именно в 5 месяцев у малыша появляется внимание к артикуляции взрослых. Он смотрит за тем, как вы произносите звуки. Не сюсюкайте с ребенком. Говорите четко и правильно. Это очень важно! Если малыш перестал гулить, но не начал лепетать, это должно стать поводом для беспокойства. Необходимо срочно показать ребенка отоларингологу.

К 10 месяцам малыш научится произносить слова «да» и «нет», сопровождая их соответствующими жестами.

К 1 году – в его словах уже 10-15 осознанно произносимых лепетных слов: «мама», «папа», «дай», «на», «пить», «би-би», «ав-ав» и т.д.
К 1,5-2 годам в речи должны появляться предложения: «Мама, дай сок», «Хочу гулять».
К 3 годам ребенок строит простые распространенные предложения. Он легко запоминает и рассказывает небольшие стишки.

К 4 годам малыш уже правильно произносит свистящие звуки («с», «з»). Он с удовольствием рассказывает о том, что видел на прогулке или по телевизору, что ему прочитали. Не настаивайте, чтобы ребенок правильно произносил звук «р». Очень часто желание родителей обладать сложным звуком и неумение делать это приводит к возникновению серьезного нарушения звукопроизношения.

К 5 годам малыш правильно произносит шипящие звуки, почти не допускает в речи грамматических ошибок, может связно рассказать, что изображено на картинке. В 6 лет нормально развивающийся ребенок правильно произносит все звуки, владеет всеми формами устной речи: диалогической, монологической, ситуативной.

С 7 лет начинается школьный период развития речи ребенка.
Умение красиво говорить – прекрасное качество, которое поможет ребенку не только отвечать у доски, но и в будущем производить хорошее впечатление на собеседника, уметь владеть аудиторией, добиваться своих целей. Дети, которые выросли, но так и не научились говорить красиво, могут постоянно испытывать чувство неловкости, находясь среди людей.

Плохая речь мешает общению, не дает заводить новые знакомства, ограничивает возможности в выборе профессии.

Что же нужно делать, чтобы ребенок научился говорить красиво?

— Сходите на консультацию к логопеду;
— читайте книги вслух;
— слушайте с ребенком сказки;
— ходите в театр;
— займитесь вокалом;
— развивайте мелкую моторику;
— устраивайте домашние представления;
— учите чистоговорки и скороговорки;
— меньше смотрите телевизор;
— чаще общайтесь с ребенком.

Итак, чтобы научить ребенка говорить красиво, существует немало простых и эффективных способов этого добиться. Но главное – это ваши любовь и терпение, вера в малыша и в то, что у вас все обязательно получится.



Ссылки на официальные сайты: