О воде, показаниях и поверках

IMG_0691В последнее время в редакционной почте «Вечерней Макеевки» — сразу несколько писем с вопросами по оплате услуг водопотребления и водоотведения, необходимости передачи показаний, а также о порядке использования и поверки водомеров.

Сегодня на них отвечает Вадим ИВАНОВ, начальник службы реализации Макеевского ПУВКХ КП «Компания «Вода Донбасса».

Оплата потребления

— Вадим Михайлович, до какого числа потребитель обязан оплатить водопотребление за прошлый месяц и можно ли вносить авансовые платежи?

— Все потребители обязаны производить оплату ежемесячно, до 20 числа за предыдущий месяц. К примеру, до 20 февраля необходимо было рассчитаться за потребление воды в январе.

Потребитель для своего удобства может производить авансовый платеж (предоплату). В таком случае он должен все равно указывать фактические показания водомера на день оплаты, а также в дальнейшем ежемесячно передавать фактические показания водомера по телефону, пока не закончится сумма предоплаты.

— Где можно производить оплату, и как быть, если потребитель не имеет возможности платить за воду ежемесячно?

— Оплату можно произвести в любом отделении Центрального Республиканского банка, а также Почты Донбасса, в кассах Макеевского ПУВКХ и его участков в каждом районе, в вы-ездных кассах ПУВКХ, график работы которых публикуется в «Вечерней Макеевке» и на официальном сайте администрации Макеевки.

В случае если потребитель не имеет возможности ежемесячно производить оплату, даже при наличии прибора учета он все равно обязан передавать показания водомера.

Передача показаний

— Кстати, а порядок передачи показаний не изменился?

— Потребители, имеющие приборы учета холодной воды (водомеры), обязаны передавать их показания до 25 числа текущего месяца. Передать показания можно в квитанции при оплате, а также позвонив по телефону 071-422-78-67 или же отправив на этот номер СМС-сообщение (при наличии двух приборов учета показания следует передавать раздельно, к примеру: 00057/00230). Также показания можно передать на тот же номер через приложение VIBER.

— Давайте представим ситуацию. Потребитель в феврале оплачивает потребление воды за ноябрь – февраль и указывает в квитанции лишь начальное и послед-нее показания. Это – правильно или нет?

— Это частая ошибка, которая, в частности, вредит потребителям. Если абонент не передает показания своевременно, то на его лицевой счет происходит начисление планового объема водопотребления. И если он в феврале передал показания за ноябрь – февраль, то весь этот объем потребления будет учтен именно в феврале. В итоге это приводит к искажению реального водопотребления и, как следствие, к неправильному начислению льготы и расчету среднего водопотребления на период поверки водомера.

— Можете объяснить на примере?

— Конечно. Если потребитель имеет льготы и производит оплату по водомеру, то ему необходимо ежемесячно передавать достоверные показания водомера. Дело в том, что льгота предоставляется в пределах нормы на одного человека в месяц (10 кубометров). Если же потребитель не передает показания, то в связи с отсутствием расхода воды льгота не предоставляется. Потом, когда показания снимет контролер или потребитель сам их передаст, а, как правило, это расход больше чем за 1 месяц, то льгота будет предоставлена не на весь объем водопотребления, а в пределах нормы (10 кубометров).

— То есть если абонент в феврале передал показания сразу за 4 месяца (допустим, в сумме – 35 кубометров), то под льготу попадут лишь 10 кубов?

— Совершенно верно. Аналогично – и в ситуации, когда потребитель сознательно занижает показания, которые передает нам. Допустим, ставит 2 – 3 куба в месяц, а потребляет больше. Потом приходит к нему контролер, снимает фактические показания, и получается, что в месяц прихода контролера расход составил, допустим, 50 кубометров. Так вот, в этом случае льгота также будет предоставлена лишь на 10 кубов. Остальной объем потребитель обязан оплатить по полной стоимости.

— А если потребитель не имеет льгот, для него тоже важно ежемесячно передавать показания?

— Да, это касается всех потребителей, имеющих приборы учета. Когда подходит срок поверки водомера, то в период этой поверки расчет потребления производится по среднему показателю исходя из расхода за предыдущие 3 месяца. Если потребитель регулярно передает показания, то средний расход рассчитывается из фактического расхода. Если показания не передавались, то весь расход, который прошел по водомеру (за период отсутствия показаний – допустим, за 9 месяцев), вносится в текущий месяц, и средний расход рассчитывается исходя из расхода последнего месяца. В нашей ситуации арифметика такова.

Расход в последние три месяца: 10 кубов, 9 кубов, 11 кубов. В среднем – 10 кубов в месяц (при условии своевременной передачи показаний).

Расход в последние три месяца, если показания не передавались в течение 9 месяцев: 0 кубов, 0 кубов, 90 кубов. В среднем – 30 кубов в месяц.

Поэтому я настоятельно рекомендую потребителям своевременно передавать показания водомеров в ПУМКХ и не наказывать самих себя материально.

Поверка водомеров

— Вадим Михайлович, теперь вопросы о приборах учета в нашем жилье. Каковы к ним основные требования?

— Все приборы учета должны быть поверены, опломбированы, зарегистрированы, о чем потребителю выдаются соответствующие акты (Сертификат поверки прибора учета, акт ввода в эксплуатацию прибора учета.)

Поверку приборов учета могут производить только представители органов государственной службы стандартизации и метрологии и только при физическом предъявлении прибора учета к поверке. Данные о поверке отображаются в соответствующем сертификате и на пломбе госповерителя, установленной на корпусе водомера. Акты о прохождении поверки водомера без его демонтажа являются недействительными.

— Кто в городе правомочен проводить поверку водомеров?

— Поверка приборов учета холодной воды осуществляется органами государственной стандартизации и метрологии. Макеевское ПУВКХ осуществляет прием водомеров во всех районных участках и главном управлении, после чего представитель органа госстандарта производит поверку на оборудовании Макеев-ского ПУВКХ. После прохождения поверки выдается сертификат, в котором указываются ее результаты (годен/негоден) и срок истечения очередного поверочного интервала.

— Кто осуществляет прием водомера в эксплуатацию?

— Прием в эксплуатацию прибора учета воды осуществляется контролером Макеевского ПУВКХ в течение 15 дней по письменному заявлению потребителя. После опломбировки прибора учета и составления соответствующего акта начинается расчет потребления по водомеру.

В акте опломбировки указывается дата окончания срока поверки, и потребителю необходимо в течение двух месяцев провести его очередную поверку.

— И по этому поводу вновь надо обращаться в ПУВКХ?

— Действительно, по истечению срока поверки потребителю необходимо обратиться в районный участок Макеевского ПУВКХ с заявлением о выводе из эксплуатации узла учета воды. Снятие пломбы осуществляется только контролером ПУВКХ – потребителю запрещается самостоятельно снимать пломбы, вмешиваться в работу прибора учета. При обнаружении срыва пломбы либо вмешательства в работу водомера Макеевское ПУВКХ имеет право произвести расчет объема услуг по пропуск-ной способности ввода, что составляет 230 кубометров в месяц. Умножьте этот объем на стоимость куба воды по тарифу, и вы сразу поймете, что к водомеру после его опломбировки лучше не прикасаться.

— Если контролер все же устанавливает факт срыва пломбы, что происходит дальше?

— При обнаружении сорванной пломбы контролер составляет акт о нарушении. Потребитель имеет право дать свои пояснения по данному факту. При отказе потребителя от подписи акта, в нем делается соответствующая пометка. Все акты о нарушениях рассматриваются комиссионно представителями ПУВКХ.

— Как быть, если случилась аварийная ситуация, для ликвидации которой необходимо снять пломбу?

— В таком случае потребителю нужно перекрыть запорную арматуру для прекращения подачи воды и вызвать контролера (при вызове сослаться на аварийную ситуацию).

— И еще вопрос из почты «Вечерки». Нельзя ли потребителю сразу после распломбировки контролером прибора учета воды для поверки передать через этого контролера заявление на последующую опломбировку водомера и оплатить эту услугу?

— Увы, нет. Контролерам запрещается принимать какие-либо заявления и оплаты от потребителей. Подача заявлений и оплата услуг производятся только в районных участках Макеевского ПУВКХ.