О чем вздыхает по ночам отставной флагман культуры

В начале 30-х годов прошлого столетия Макеевский металлургический комбинат получил имя советского государственного и политического деятеля Сергея Мироновича Кирова, памятник которому установлен на центральной площади Киров-ского района, ранее именуемого Совколонией. За памятником высится ДК Металлургов, который год подряд переживающий не лучшие свои времена, но и поныне хранящий в собственном облике неповторимые масштаб, благородство и совершенство форм. Используя лексику духовную, Дворец Металлургов можно назвать кафедральным собором культуры советского индуст-риального города, равным по размаху гиганту социалистической металлургии. Когда строился ДК, комбинат производил металла больше, чем иные европейские страны.


Металлургический гигант им. Кирова смотрел в будущее с высоты своего огромного производственного роста, поэтому и в остальных, не промышленных вопросах не мелочился. Повышать культурный уровень работники ММК были призваны в настоящем Дворце, уникальном памятнике архитектуры со скромным названием ДК Металлургов.
Дворец впервые распахнул свои огромные деревянные двери 60 лет назад — 4 ноября 1959 года. Его сцена, до сих пор самая большая в городе, площадью более 200 квадратных метров, — сделана из редких пород дерева. На ней для макеевчан когда-то пели Владимир Высоцкий и София Ротару. В зале без малого 900 зрительных мест. Кресла из настоящего дуба. Несмотря на свой более чем полувековой возраст, они неплохо сохранились. По всему Дворцу культуры лежит паркет. Изначально, когда Дворец был открыт, в него нельзя было входить без сменной обуви.

230 залов и кабинетов — танцклассы, спортзал, гримерки и раздевалки, концертный зал, библиотека — были отданы в распоряжение самодеятельных артистов, занимавшихся в 30-ти различных коллективах.

Заводской ДК союзного размаха

Я впервые оказалась в этом храме культуры где-то в 1983 году абсолютно случайно — пошла за компанию с одноклассницей посмотреть на репетицию самодеятельного хореографического коллектива народного танца «Молодость», да и осталась на несколько лет, теплые и светлые воспоминания о которых не стерлись многими годами и событиями.

Не влюбиться в ДК Металлургов любому, кто переступал его порог, было делом невозможным — вы с головой тонули в советской благородной роскоши, проникаясь царившим вокруг духом творчества. Снова и снова хотелось бродить по деревянным лестницам и паркету, заглядывая в бесконечное количество комнат и кабинетов, в каждом из которых царили собственные традиции и настроение. А сцена, кулисы, до отказа набитая яркими нарядами костюмерная — разве можно было со всем этим враз расстаться?!

Нашим ансамблем «Молодость», в котором занимались порядка 30 человек, руководил балетмейстер Георгий Герчиков. Вы смотрели российский сериал «Березка»? Так вот: хореографический класс, репетиционная форма и обувь, уроки у станка и постановка танцев в нашем самодеятельном коллективе — все было точь-в-точь, как в кино о знаменитом на весь мир ансамбле, я не преувеличиваю ни на грамм. А ведь это был просто заводской ДК, в котором преимущественно занимались дети металлургов, рабочие и сотрудники предприятия, учащиеся металлургического техникума. И наша «Молодость» была только частью огромного самодеятельного коллектива: в ДК работали еще ансамбль «Ровесники» для школьников (теперь — образцовый ансамбль народного танца под бессменным руководством Лилии Мануйленко), коллектив бального танца «Вдохновение», студия классического балета «Білі лебеді», хоровая капелла, эстрадный ансамбль «Селена», духовой оркестр, ряд талантливых солистов и даже Театр моды. Любой праздничный концерт в ДК мало чем уступал транслировавшимся тогда по центральному телевидению.

«Парад звезд» на 35-летии Дворца культуры

Вернусь в священное для каждой девчонки место — костюмерную. Она располагалась на верхнем, чердачном этаже, сплошь была увешана платьями и уставлена полками с обувью. В программе только нашего коллектива было более десятка основных танцев, у любого из артистов имелся собственный костюм для каждого номера. И какой костюм! Украинские вышиванки и шаровары; русские сарафаны и кокошники в камнях и бисере; для мексиканского танца длинные белоснежные платья, подолы которых разлетались по всей сцене, веером смыкаясь над головами артисток; яркие цыганские юбки… Все шилось в специальных ателье в Донецке, Киеве, Ужгороде, Львове и других городах. А какие у нас были туфельки и сапожки! Прибавьте к этому прочие сценические атрибуты — веночки, косынки, цветы, ленты и прочее. Набор костюмов для своих номеров имел каждый коллектив Дворца. Миниатюрная и щепетильная костюмер Алла Константиновна Лесникова тщательно и очень трепетно следила за своим большим хозяйством, порой задавая взбучку нерадивым артистам за порчу платья или потерю аксессуаров.
И нужно отметить, что самодеятельные коллективы не просто блистали на сцене шикарными костюмами, уровень их мастерства был очень и очень высок у всех без исключения. Деньги на них тратились колоссальные, но и отдача была полной, для обмена творческими идеями в ДК приезжали артисты из других городов, в том числе и из России.

А летом юных артистов вывозили на месяц оздоровиться на заводской базе отдыха «Искра» в Славяногорске (сейчас Святогорск). Мы жили в больших армейских палатках с раскладушками, и распорядок дня был чуть полегче армейского: подъем, зарядка, кросс по дубовой роще, репетиция. В обед — выступления на соседних турбазах и только вечером — отдых и развлечения. Обожаю Святогорск с тех самых пор.

…Огромный, с хореографическим станком и зеркалами танцзал, где проходили наши занятия, окнами выходил на Парк металлургов за зданием ДК. Кстати, тыльная сторона Дворца по красоте ничем не уступала фасаду — колонны, огромные окна, витиеватые лестницы. А что касается парка, то там тоже было много интересного: красивые уютные аллеи пирамидальных тополей, фонтан, танцплощадка, за парком — стадион… Но это уже отдельная история.

Годы и планы

Даже самых подробных описаний недостаточно, чтобы передать красоту, величие и атмосферу ДК Металлургов 80-х годов прошлого столетия. Наверное, они создавались не только материальным наполнением, успешным творчеством, но и характерами его посетителей, их настроением, верой в родное предприятие и завтрашний день, умением искренне радоваться жизни.

Шли годы, менялись руководство, производство, название предприятия. Менялся и Дворец Металлургов. Старел, терпеливо, с достоинством снося удары времени, которые становятся все ощутимее.

Зал ДК реконструировали 20 лет назад, к 100-летию завода. В преддверии праздника металлурги покрасили стены, обновили ручную лепнину. За следующие несколько лет заменили музыкальные колонки, приобрели новые софиты. Огромную хрустальную люстру до блеска чистила тогда целая бригада заводчан.

Театр моды представляет…

В 2010 году «Вечерка» рассказывала, что по поводу ремонта ДК посетили и внимательно изучили проблему тогдашний макеевский городской голова Александр Мальцев и генеральный директор ЗАО «ММЗ» Энвер Цкитишвили. Увидели много неутешительного, наметили планы, позволявшие надеяться, что после ремонта Дворец Металлургов оживет. В частности, город взял на себя обязательство перекрыть сцену специальной доской за счет местного бюджета и оплатить новые полы в хореографическом классе. Что было справедливо, ведь танцевальные коллективы кировчан, призеры многих фестивалей, заслуживали оттачивать мастерство в достойных условиях. Зоной повышенной опасности оказалась тогда библиотека — линолеум прогнил и зиял дырами.
Небольших доработок требовала вентиляция, в порядке была и кровля — предприятие ее частично отремонтировало. Планировалось, что после необходимых работ в ДК переедут Станции юных техников и юных натуралистов, детская спортивная школа. А детвору из центра города на занятия в кружках будет возить бесплатный автобус.

Годом позже издание «Донецк. Комментарии» допускало даже возможность переезда в здание ДК, являющееся архитектурным памятником, областного художественного музея.

Памятник должен… ожить

Что же мы имеем на нынешний день? К сожалению, все перечисленные выше планы только планами и остались. Как и острая необходимость основательного ремонта Дворца. К слову сказать, ценность представляет не только его архитектура, я бы назвала памятниками советской эпохи многие вещи, находящиеся в нем по сей день, — например, картины в холле, светильники и люстры, старенькое пианино в танцзале, которому никто уже и не знает сколько лет.

В крохотном кабинете Лилии Мануйленко собрана настоящая фотоистория «Ровесников» за десятки лет. Многие ее воспитанники по примеру любимого педагога навсегда связали свою жизнь с танцами, добившись неоспоримых успехов в разных географических точках. Кто-то выбрал профессию совсем не творческую, но связь с Лилией Ивановной все равно не теряет. А кабинет Георгия Герчикова так и стоит закрытым, только куда-то подевалась табличка с его именем и названием ансамбля «Молодость».

На сегодняшний день в ДК работают 4 самодеятельных коллектива, в которых заняты более 200 детей, не считая 250 спортсменов. К слову, до сих пор не прекратили свое существование «Білі лебеді», сейчас ими руководит Елена Анаприк. Директор Дворца культуры Ирина Смирнова предполагает, что коллектив классического балета подобного мастерства единственный в городе и Республике, артистов приглашают на многие мероприятия. Народные танцы представляют «Ровесники», бальные — «Вдохновение» (руководитель Светлана Кофман), современные — более молодой коллектив «Улыбка». Когда в ДК проходят значимые праздники и мероприятия, к участию в них приглашаются талантливые работники завода, порой даже семьями.

Такие очаровательные «ровесницы»

Спортивное крыло Дворца представляет клуб «Зарево», в котором занимаются дети со всего города по разным направлениям: скалолазание, волейбол, баскетбол, кикбоксинг, бокс…

В другом крыле здания работает на полную мощность библиотека, имеющая богатый книжный фонд и достойное число читателей.

Чтобы Дворец наполнялся людьми и эмоциями, Ирина Смирнова пригласила работниц завода в его стены, чтобы найти себя в том, что покажется им интересным. Каждый руководитель из 4-х работающих коллективов занимался с женщинами по своему профилю. Это были классические уроки танца, ритмика, аэробика, йога, степ-аэробика. Оказалось, интересно все и в любом возрасте. Поэтому креативная идея директора продолжает работать.

— Ну а что же ремонт? — в который раз звучит самый главный вопрос.

— В 2017 году Макеевский металлургический завод перешел под управление ЗАО «Внешторгсервис», — говорит Ирина Смирнова, — теперь нам можно что-то планировать, приобретать. Так, на этот год мы планировали ремонт библиотеки (он делался в 2014 году, но поднялся паркет) и ремонт сцены — сердца Дворца. Требуется полный ремонт кровли, танцзала, фасада. Но поскольку наш Дворец является памятником архитектуры, ремонт должен делаться капитальный и только специальными компаниями, имеющими лицензию на работу с подобными зданиями. Город поднимал этот вопрос, но не нашли специалистов ни в Донецкой, ни в Луганской Народных Республиках.

Готовясь к 120-летию завода, привели в порядок колонны здания. Люстру в зрительном зале последний раз мыли год назад и заодно перевели ее на напряжение в 220 вольт (в ДК 127), трудно было найти лампочки. А когда люстру вымыли, натерли, подняли и включили после мойки — все замерли от восторга.

Кресла в зале храним, как зеницу ока. Проблема — старые софиты, сцена в плохом состоянии, артисты балета особенно от этого страдают. А вот отопление в здании Дворца отличное, зимой у нас тепло, — кратко описала ситуацию на сегодня директор ДК.
И добавила, что с наступлением темноты огромное старое здание наполняется множеством звуков — шелестом, скрипом, шорохами… Ирина Николаевна предполагает, что это из-за поселившихся в укромных уголках белок, сов и прочих обитателей. А может быть, отставной флагман культуры громко вздыхает по ночам, вспоминая свое былое великолепие? И терпеливо ждет, пока найдется добрый волшебник, стараниями которого вновь засверкают зеркала и по блестящему паркету побегут сотни ног во все 230 залов и кабинетов.

Инна САЛАМАХИНА.

Мало кто помнит

  • Когда Дворец строился, каждый сотрудник комбината обязан был отработать на объекте определенное время, помочь в уборке территории и прилегающего парка. А еще… принести 2 яйца — они нужны были для замеса раствора для ручной лепнины.
  • Бессменный руководитель «Ровесников» Лилия Мануйленко начинала свою творческую судьбу в «Молодости», занимаясь в коллективе вместе с героем-металлургом Володей Грибиниченко, который подавал большие надежды в танцах, — тогдашний руководитель коллектива даже готов был направить его на дальнейшую учебу. Но что-то не сложилось…


Ссылки на официальные сайты: