В руках профессионала и цифры работают на здоровье людей

Статистика знает все. Но, несмотря на точность этой науки и наличие огромного количества цифр в современной жизни, большинство людей относится к статистике весьма не серьезно, над ней подшучивают и политики, и бизнесмены, и писатели. Например, Бернард Шоу говорил: «Если мой сосед бьет свою жену ежедневно, а я не бью ее никогда, то в свете статистики мы оба бьем ее через день», а известный бизнесмен и автор модели «открытого управления» Джек Стэк уже более серьезно призывает не принимать на веру никаких цифр, пока вы не поймете, откуда они взялись.
Но есть в нашей жизни службы, в которых шутки не допустимы ни в коем случае, особенно когда дело касается жизни и здоровья людей. И медицинская статистика — одна из них.

В перечень основных задач медицинской статистики входят изучение состояния здоровья населения; выявление связей между показателями здоровья и различными факторами социальной среды; анализ деятельности лечебно-профилактических учреждений; оценка эффективности проводимых лечебных, профилактических, противоэпидемических мероприятий и прочее.

Медицинская статистика является методом социальной диагностики, поскольку позволяет дать оценку состояния здоровья населения города, региона и на этой основе разработать меры, направленные на улучшение общественного здоровья. Важнейшим принципом статистики является применение ее для изучения не отдельных, единичных, а массовых явлений с целью установления их общих закономерностей. Эти закономерности проявляются, как правило, в массе наблюдений, то есть при изучении статистической совокупности.

Разобраться со всей этой совокупностью в конкретном лечебном учреждении, разложить необходимые цифры и диагнозы по полочкам, не пропустив ни одной важной детали и не допустив ни одной ошибки, призван скромный рядовой сотрудник — медицинский статистик. И сегодня проект «Вечерки» «Люди нужных профессий» представляет

Анжела Чубенко — медицинский статистик высшей категории городского дермато-венерологического диспансера Макеевки.


В должностной инструкции Анжелы Ивановны сказано, что она определяет и анализирует статистические показатели и данные, характеризующие работу учреждения, на основе которых подготавливает необходимые справки; инструктирует персонал подразделений о правилах ведения учетных форм и составления статистических отчетов; проводит систематизацию и обработку учетно-отчетных данных учреждения; подготавливает годовой статистический отчет о работе учреждения. Сама же она характеризует собственную профессию очень скромно: «Сбор, учет и хранение информации».
За этой короткой фразой скрывается ежедневная кропотливая работа с кипой бумаг у монитора компьютера. Судите сами. Пришел к врачу больной, во время приема ему завели карту, туда вписали жалобы, диагноз, а еще вложили специальный талон для регистрации заключительных диагнозов. По окончании времени приема врача Анжела Ивановна обязана сверить каждый талон с картой, зашифровать согласно медицинским стандартам диагноз и внести в базу данных. В диспансере работают 14 врачей, к которым в среднем за день обращаются порядка 100 человек. Эта цифра чисто статистическая, потому что, например, летом людей приходит меньше, с осени наплыв посетителей увеличивается, порой достигая 180 человек в день. Помимо стат. талонов, все пациенты пересчитываются и заносятся в ведомость учета посещений, имеющуюся на каждого врача отдельно.

— Так вам и врачей контролировать приходится? — улыбаюсь я.

— Конечно, — охотно откликается на шутку Анжела Ивановна. — В конце месяца подаю сведения заведующей, она смотрит — кто из врачей план выполнил, кто перевыполнил, а кто недоработал. Еще мне приносят стат. карты выбывших больных стационара, по ним я тоже в конце месяца делаю отчет.

Статистика ведется ежедневно, а в конце месяца отчеты передаются в методкабинет республиканского дерматовенерологического диспансера, раз в квартал — в методкабинет и в Информационно-аналитический центр медицинской статистики, находящийся на территории Рудничной больницы.

Конечно, чтобы не потеряться в обилии цифр, бумаг и диагнозов, нужен определенный склад характера, необходимый багаж знаний и, конечно, опыт. Анжела Чубенко пришла на работу в диспансер в 1995 году, практически сразу после окончания медицинского училища по специальности фельдшер-лаборант. И очень быстро поняла, что профессию выбрала правильно, по душе и по характеру.


— Я люблю цифры, мне с ними не скучно. Вообще я по натуре своей не гуманитарий, а математик, поэтому с удовольствием размещаю числа и суммы по соответствующим графам ведомостей. Терпения хватает и проверить все по несколько раз, и вкравшуюся порой ошибку найти, ведь компьютер не обманешь — не пропустит документ, пока в нем все до последней циферки не сойдутся.

К слову, когда я пришла на работу без малого 25 лет назад, компьютеров и в помине не было, приходилось все на калькуляторе считать да вручную переписывать. Техника, конечно, нашу жизнь очень облегчила, хотя и у нее свой «характер» имеется, — говорит Анжела Ивановна.

Чтобы сделать медицинскую статистику безупречной, настоящий профессионал должен знать законы Донецкой Народной Республики и нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность учреждений здравоохранения; основы статистики; методы анализа статистических данных; правила и методы организации статистического учета в учреждениях здравоохранения; формы первичных документов по статистическому учету и отчетности, положения и инструкции по их заполнению; статистические показатели оценки здоровья населения и деятельности медицинских организаций; современную международную классификацию болезней. Зная из собственного опыта, насколько, мягко говоря, неразборчивым бывает почерк врачей, вполне могу предположить, что медстатистик в некотором роде является и опытным графологом.

А еще он должен быть очень серьезным и ответственным работником, ведь неверно указанные отдельные диагнозы могут исказить общую картину заболеваемости и повлечь за собой тем самым весьма негативные последствия.

Всем перечисленным выше требованиям безукоризненно соответствует медицинский статистик Анжела Чубенко. За аккуратность и точность в работе, профессионализм и замечательные человеческие качества ее уважают коллеги и ценит руководство медучреждения. В этом году к профессиональному празднику — Дню медицинского работника — Анжеле Ивановне была вручена Грамота от имени руководства диспансера, а в 2016-м она была удостоена Благодарности главы администрации города. Каждые 5 лет она посещает курсы повышения квалификации, неизменно подтверждая звание медицинского статистика высшей категории.

— Я люблю свою работу, — признается Анжела Ивановна. — И своим молодым коллегам, и не только им, посоветовала бы относиться к статистике серьезно. Это не просто цифры, это важное и нужное дело. Его необходимо любить и понимать, случайные люди с цифрами не уживаются. Еще хочу пожелать всем здоровья, чтобы росла исключительно статистика выздоровлений и профосмотров.

Инна САЛАМАХИНА.



Ссылки на официальные сайты: