Магия огня и металла, или Как «выращивают» цветы из железа…

– Она не одна придет, а с кузнецом…

– А зачем нам кузнец? Не, нам кузнец не нужен, что я лошадь что ли…

Помните диалог из кинофильма «Формула любви»? Это в той смешной ситуации кузнец был лишний. А в старину мастера кузнечного дела — первые люди на деревне, уважаемые и почитаемые всеми ее жителями. К хорошему кузнецу приезжали издалека, прослышав о его мастерстве. И силой они обладали недюжинной, поэтому «спорить» с кулаком кузнечного богатыря никто не рисковал. Ремесленники отменные, могли любое изделие изготовить, починить, а если надо было, смело вставали и на защиту своей земли.
Именно об этом думали «вечерковцы», когда ехали знакомиться с кузнечных дел мастером Михаилом Васильевым, проживающем в пос. Ханженково-Северный. Встреча получилась очень интересной и познавательной. Впрочем, читайте и решайте сами…


Первое впечатление
Заходим в мастерскую. В центре горн и наковальня. Горн пышет жаром… На стенах висят полки с различным инструментом, а еще целый набор молотов — молот-кувалда и молоты-ручники, молотки фасонные и прочая утварь. Вокруг изделия из металла: кованые ворота, фасад для балконов, защитные решетки и предметы интерьера. Все это дело рук современных кузнецов.

— Сам по себе металл «упрямый», — рассказывает Михаил Васильев. — Изначально не поддается воздействию, он диктует тебе, а не ты ему. И вот когда он становится соратником и помощником – начинается настоящее волшебство… Из горячего металла можно сделать все что угодно. Он как пластилин, только его мнешь не руками, а молотком.


Нагрев происходит в горне, в который подается воздух, ранее мехами, сегодня — вентилятором. Для поддержания огня используют уголь или мелкий кокс, здесь необходим определенный навык: пламя не должно быть длинным, жар должен удерживаться внутри горна, а не расходиться по всей кузне. Время от времени пламя поливают водой, чтобы огонь был «чистым». Есть, конечно, обязательные меры предосторожности. Во время работы с металлом необходимо надевать кожаный фартук, тяжелую закрытую обувь, желательно перчатки и очки. Но наш герой не любит работать в перчатках – так лучше чувствует он молоток, когда держит его открытой рукой. Поэтому ожоги и шрамы от горящих мелких окалин, которые отлетают при ударах, оставили свои вечные отметины на теле кузнеца.

Этому мастерству учатся всю жизнь
Когда-то Михаил мечтал стать психологом. Но в тяжелые 90-е после службы в армии сразу пошел работать на шахту №21. Через три месяца его позвали в малое предприятие. В то время молодежные центры при райкоме комсомола обучали талантливых ребят различному мастерству. Вот так впервые Миша познакомился с кузнечным делом, понравилось, и вскоре начал работать самостоятельно. Помнит он и свою первую работу – подкову. Ну какой ты кузнец, если ни разу не подковал лошадь?! В этом смысле Михаил – настоящий мастер. Когда-то на балансе шахты числились лошади, и поэтому приходилось изготавливать «обувь» для лошадок и подковывать их.

Шахта закрылась в 98-м году, но кузня продолжала работать. И вот уже без малого 30 лет, как Михаил Анатольевич не изменяет своей профессии.


— Огонь притягивает, — улыбается мастер. — На сегодняшний день делаем все: мы и скобянщики, и инструментальщики, но в основном по художественной ковке.

Единственное, что не куем – оружие. Это другое направление в ковке, здесь и огонь другой, и обработка металла другая. Хотелось бы попробовать, ведь кузнечному мастерству учишься всю жизнь. Кстати, мой старший сын Кирилл, с которым работаем вместе, пытается освоить это ремесло. Посмотрим, что из этого получится…

Здесь пахнет металлом и рождаются шедевры

Железо твердое, но нагретое до 600-1000 градусов оно поддается деформации очень легко, и это подкупает. Получаются удивительные творения.

Мастер показывает нам свою необычную работу. Это букет в вазе, сделанной из мины 120 калибра, прилетевшей на землю Донбасса от украинской армии. В этом изделии содержится особый символизм — превращение орудия зла в произведение искусства и мира. Цветы же притягивают взгляд, и каждый листочек хочется потрогать руками, до того все реалистично. Как же из металла рождается такая красота?


Кузнец разжигает горн, берется за молот и… начинается магия. В пламя летят железные пластины. Привычным движением кузнец вынимает клещами раскаленный кусок. Тут главное не обжечься и не пораниться — он кладет пластину на большую наковальню и несколько раз ударяет по ней молотом. Маленькие красные огоньки разлетаются во все стороны, а бесформенный кусок железа начинает приобретать изящные очертания. Затем холодный душ — «пши-и-и-к», и вот из воды извлекается аккуратный листочек. Ну как настоящий. Несколько таких манипуляций, и каждый элемент соединяется вместе — «расцветает» цветок…

Творчество во всем, к делу – с душой

Любое творение начинается с идеи. Потом она воплощается в эскизах, а дальше переносится на картон – в размер будущего изделия. Делается это, чтобы представить в полном объеме, как все будет выглядеть. Те задумки, которые были на бумаге, с помощью умелых рук, наковальни, молотка и зубила начинают оживать.

Удивительно, как кузнец видит необычные вещи, глядя на лежащий перед глазами простой кусок железа?

— Чем дольше я занимаюсь этим ремеслом, тем больше понимаю, что это непаханое поле для творчества, – рассказывает покоритель металла. — Трудности, конечно, возникают, но преодолеть себя и справиться со сложным изделием – это самое интересное.

Очень радует Михаила Анатольевича еще и то, что сейчас идет возрождение кузнечного искусства. И если лет 25-30 назад ковка ограничивалась изготовлением ворот, то сейчас она уже несет художественную, а порой и смысловую нагрузку. Кованая мебель, заборы, предметы интерьера и быта…

И хотя сейчас можно выбрать любое металлоизделие серийного производства, все больше людей предпочитают индивидуальные кованые вещи. Почему? Потому что ковка – это долговечно и надежно, а также еще и очень красиво. В нее вложена душа мастера. Художественная ковка сочетается с любым архитектурным стилем и материалом, придает необычную атмосферу всему, с чем соприкасается.

Работы Михаила Васильева можно увидеть в Свято-Георгиевском храме. Это красивый ажурный навес-козырек над главным его входом, калитки и козырьки храмового комплекса, подставка под раку с мощами святого Илии Макеевского, а также сейчас в процессе изготовления боковые ограждения раки, где покоятся мощи святого.

— Много храмов «отковали» в нашей Донецкой области и в других святых местах нашего Отечества, — делится Михаил Анатольевич. — Сейчас разрабатываем проект для памятника, посвященного 150-летию Донецка. Конечно, сейчас беремся за любой заказ, к сожалению, объем работ совсем не такой, как был до военных событий, когда из кузни могли сутками не выходить…

Союз мастеров кузнечного дела
Гильдия кузнецов Донбасса — организация, возникшая в 90-е годы в Донецке, как неформальное объединение мастеров художественной обработки металла, направленная на сохранение и развитие традиций кузнечного дела. Наиболее известным проектом Гильдии является Парк кованых фигур. Автор и руководитель проекта — Заслуженный деятель искусств Украины Виктор Бурдук.

— Мы состоим в Гильдии, которую официально зарегистрировали в 2007, — рассказывает Михаил Анатольевич. — Очень интересно работать в одной «связке» с искусными и талантливыми людьми, перенимать опыт и делиться своими идеями. В парке стоит наша композиция «Танцовщица», а также совместная работа с коллегами – часовенка, посвященная нашим покровителям святым Косме и Дамиану. В определённые дни в ней проходят молебны.

В 2015, 2016 и 2017 годах мастерами были установлены композиции, посвящённые военным событиям в нашей Республике. Свой талант и безграничную благодарность всем павшим ребятам вложил в эти проекты и наш герой.


В парке ежегодно проводится фестиваль кузнечного мастерства. Очень интересно проходят ремесленные мастер-классы. Совместные работы кузнецов приводят много почитателей этого теперь уже смело можно сказать вида искусства в парк кованых фигур в фестивальный день.

Каждый год лучшие работы остаются в парке, как подарок городу. За время своего существования парк кованых фигур успел стать едва ли не главной достопримечательностью Донецка. Тот факт, что практически все молодожены посещают его в день бракосочетания, подчеркивает это.

Это интересно
Ковка – это один из самых древних способов обработки металла. Еще в 4-3 тысячелетии до н.э. сначала холодная, а затем и горячая ковка появились в древнем Египте, Иране и Месопотамии. Посредством нее из железа изготавливались многие предметы быта, инструменты (в том числе медицинские), доспехи (стоившие владельцам целого состояния), а также сельскохозяйственные орудия, разнообразнейшее оружие и конские сбруи.

Железо поддается обработке хуже некоторых других металлов, поэтому его необходимо разогревать до более высокой температуры (около 1000?С), для того чтобы с ним было удобно работать и получать необходимые формы. Трудно представить, но приблизительно такую температуру имеет лава, начинающая спускаться по склонам вулкана во время извержения.


Наверное, люди не смогут обойтись без этой профессии еще очень долго.

Современные кузнецы – это не столько силачи с тяжеленным молотом, сколько люди творческие, способные видеть красоту металла и создавать из него истинные шедевры. Сейчас мастер передает свой опыт старшему сыну, который, кстати, с кузнечными премудростями уже справляется не хуже отца. А еще – это люди, не унывающие, с хорошим чувством юмора. Поэтому «вечерковцы» уезжали от кузнеца Васильева в прекрасном настроении от увиденного и улыбками на лице от рассказанного им анекдота:

Деревенский кузнец сказал новому подмастерью:

— Сейчас выну из огня подкову. Как кивну головой, бей по ней молотом…
Так новичок сразу стал кузнецом.

Ольга Бандурка. Фото Александра Петрова и из архива героя публикации.



Ссылки на официальные сайты: