Парадокс «Коммунтранса»: чем лучше работаешь, тем больше убытки

Лето-2019 стартовало экваториальным зноем. Аномальная в наших широтах жара чревата многими неприятными последствиями. В том числе и резким ухудшением санитарно-эпидемиологической ситуации. Поэтому вопрос санитарной очистки города сейчас становится в разряд самых актуальных.

А вот с этим наметились серьезные проблемы. В редакцию «Вечерки» все чаще звонят читатели, в основном жители частного сектора, и жалуются на то, что срываются графики вывоза мусора с их улиц.

Почему так происходит? Как изменить ситуацию? Это – главные вопросы, с которыми наш журналист обратился к Александру ЛЕБЕДЮ, директору КП «Коммунтранс».


— Александр Николаевич, действительно ли в городе существуют проблемы с вывозом твердых бытовых отходов (ТБО), как утверждают наши читатели?

— К сожалению, это так. До 2019-го предприятие удерживало ситуацию и работало строго по графику, практически без сбоев. Но, скажу откровенно, мы уже несколько лет шли к тому, что наша «успеваемость» в своевременном вывозе ТБО даст сбой.

Нельзя до бесконечности удерживать ситуацию, если товарно-материальные ценности, которые мы закупаем, подорожали в 6-8, а то и в 10 раз; если даже после дооценки амортизационный износ автомобилей, которые давно пора сдать на металлолом, – на уровне 95%; если зарплата работников – мягко говоря, весьма скромная; а поступления на счет предприятия остаются практически на одном и том же уровне. Сейчас в месяц только по основным платежам дефицит средств «Коммунтранса» – порядка 700 тысяч рублей. Как вы понимаете, о рентабельности речи быть не может.

И сейчас, действительно, мы не справляемся с вывозом ТБО из частного сектора в полном объеме – ежедневно из графика выпадают три – четыре поселка.

— Давайте начнем с техники. Раньше вы рассказывали, что сами ремонтируете ее, на предприятии есть соответствующая база.

— Она и сейчас на месте. Однако нельзя одно и то же ремонтировать до бесконечности. Как бы мы не хотели, чтоб наши автомобили были вечными, они изнашиваются. Тем более, что в случае выхода из строя одного автомобиля тут же увеличивается нагрузка на другой. А тот, другой, сам на ладан дышит.

Раньше у нас практиковались плановые ремонты техники, регулярное техническое обслуживание… Сейчас это осталось лишь в добрых воспоминаниях.

Помещение мастерских – практически без крыши: люди работают в очень сложных условиях. Да и кадровый вопрос обостряется. Взяли как-то мы хлопцев из ПТУ, обучили их (у нас как раз работали дедушки с золотыми руками – агрегатчики, гидравлики, мотористы). Но парни на предприятии надолго не задержались – из-за низкой зарплаты.

— А если «Коммунтранс» обеспечить надежной техникой, вы доедете от центра до самых окраин в соответствии с графиком?

— Не факт. Недавно мы взяли трех водителей, тем не менее, у нас еще семь вакансий. Не хватает предприятию 12 грузчиков. И заполнить вакансии – проблема. У нас техника – специализированная, не обычные самосвалы. Потому и водители, и грузчики должны пройти курс обучения – чтоб ненароком не высыпать мусор из контейнера кому-нибудь на голову или чтоб пальцы не попали под пресс гидравлики…

Но с этой задачей мы справимся – обучим. А вот удержать затем человека, если ему в другом месте пообещают больший заработок, никак не сможем.

— Александр Николаевич, если я вас правильно понял, суть проблем – в плачевном финансовом положении предприятия…

— Вы совершенно правы. При наличии средств будет и стабильный профессиональный штат, и надежная техника, и своевременный вывоз мусора. Но об этом сегодня можно только мечтать.

— Почему?

— У нас убыточный тариф – сегодня он покрывает лишь 30% затрат предприятия на вывоз ТБО. Плюс к тому, 10% наших абонентов – граждане льготных категорий. Мы их обслуживаем, но нам эту работу почему-то не оплачивают. За 5 лет за обслуживание льготников государство не выплатило нам 11, 5 млн. руб. Понятно, вопрос повышения тарифа сегодня на повестке дня не стоит. Но, считаю, нельзя нас оставлять один на один с проблемой.

Я за то, чтобы в городе ремонтировались улицы и даже цветы на клумбах высаживались. На эти цели ежегодно выделяются очень солидные средства. Но санитарная очистка города, на мой взгляд, – более приоритетная задача. Если бы нам в месяц давали 600 – 700 тысяч рублей для покрытия дефицита средств предприятия, мы бы держались на плаву и соблюдали бы график вывоза ТБО.

Кстати, из-за нехватки денег я и с подрядчиками рассчитываюсь лишь частично – и за аренду 10 автомобилей, и за складирование ТБО на полигоне.

— А как обстоят дела с оплатой услуги «Коммунтранса»? Может, и это – источник наполнения бюджета предприятия?

— С начала года уровень оплаты услуги стабильно держится на отметке от 100% и выше, до 106% доходит – люди гасят долги. Так что в этом плане ситуация вполне нормальная. Так же, как и с заключением договоров на вывоз ТБО. Если судить по нашей, скажем так, довоенной базе, то договора заключили 88% абонентов. Но часть людей сейчас не проживает в Макеевке. Значит, реальный процент еще выше. К тому же, есть люди, которые оплачивают вывоз мусора, не заключив договор с «Коммунтрансом». Так что увеличение количества заключенных договоров не изменит финансовое положение «Коммунтранса» в лучшую сторону.

Скажу откровенно: ситуация вообще сложилась парадоксальная: чем больший объем работ мы выполняем, тем больше убытков себе приносим.

— Александр Николаевич, в Макеевке складывается нехорошая практика: рядом с контейнерными площадками люди складируют все ненужное – старые диваны и холодильники, обрезанные ветки деревьев…

— Мы вывозим исключительно твердые бытовые отходы, а уборка крупногабаритного и строительного мусора, вольно или нет, сегодня ложится на жилищные организации. Мы, конечно, могли бы его вывозить. Но для этого нужны изменения в законодательстве, нужна техника. И увеличение тарифа – скажем, на 10%. Тогда бы мы занимались и этим вопросом.


— А не помогают ли вам с вывозкой мусора по районам?

— Червоногвардейская райадминистрация предприняла попытку. На условиях социального партнерства одна из шахт выделила два самосвала и рабочих для вывоза мусора. Спасибо инициаторам за поддержку.

Хотелось бы, чтоб и на других уровнях власти прониклись проблемой.

Интервью вел Сергей МИХАЙЛОВ.



Ссылки на официальные сайты: