Троицы небесно лик святой на добро всех нас благословляет…

В этот день природа вдохновенно цветет и оживает. В храмах и церквях молятся верующие, и огоньки свечей отображаются в их счастливых глазах. Все вокруг украшено зелеными веточками и цветами, слышится чудесный перезвон колоколов. Богослужение праздника Пятидесятницы торжественно и величественно. В песнопениях этого дня Церковь чествует и прославляет Святую Троицу, Единого Бога, который не оставил человечество без Своей любви и попечения. И эта Божественная любовь проявилась в величайшем событии – в ниспослании людям Святого Духа с небес.

Об этом удивительном празднике, об Утешителе и благодати рассказывает настоятель Свято-Варваринского храма Макеевки, протоиерей Вадим БОНДАРЕНКО.


— Отец Вадим, почему день Святой Троицы так значим у православных христиан?

— Это поистине великий праздник, который еще называется Пятидесятницей. Он является одним из 12 главных (двунадесятых) праздников. В этот день мы вспоминаем сошествие на апостолов Утешителя, Духа Святого, которого Иисус Христос обещал ниспослать при Своем Вознесении. Это славный день рождения христианской церкви на земле, преисполненной спасительной благодати Божией.

— В Пятидесятницу случилось нечто необычное. Что же это?

— Об этом удивительном событии нам в первую очередь рассказывает Священное Писание. Известно, что Иисус после своего воскресения пребывал сорок дней на земле, являлся ученикам, проповедовал им, а затем вознесся на небо, и десять дней после этого ученики молились в единстве в Сионской горнице. Вместе с ними находилась и Божия Матерь. По истечении времени над тем местом сделался шум как от несущегося сильного ветра, который слышали все жители Иерусалима. Люди сбежались на источник шума и увидели, как в виде огненных языков на учеников Христовых сошел Дух Святой и сотворил простых галилейских рыбаков проповедниками Евангелия Царствия Божия. Дивились пришедшие в Иерусалим на праздник такому чуду, ибо каждый слышал, как ученики говорили на их наречии. В силе Божьей прозвучала и первая проповедь, покаялись 3 тысячи человек. Так образовалась новозаветная Церковь, которая, как Господь обещал, пребудет непобежденной вратами ада до самого конца существования мира!

— Вопрос о триединстве Бога сложен для понимания, как нам разобраться в этом?

— Триединство Божье невозможно до конца представить, потому что Бог выше нашего понимания. Хотя и существуют некоторые аналогии, помогающие как-то осознать само это понятие: три в одном. Воззрите на солнце. Что вы видите? Солнечный диск, свет, исходящий от него, и чувствуете тепло, но ведь же не три солнца… Одно! Просто оно себя так проявляет. Этот пример, конечно, не объясняет сложности вопроса, он лишь помогает немного представить саму идею триединства. В Библии о сущности Бога говорится как о тайне. Ведь мы, люди, никогда не сможем нашим разумом до конца понять Того, Кто нас сотворил. Он велик и непостижим, но, тем не менее, христианам приоткрывается эта тайна верой. Лица Святой Троицы едины и имеют одну общую Божественную природу.

— Кажется, что ученики Христа тоже не все понимали. В Новом Завете Филипп говорит Иисусу: «Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас…»

— Вопрос в тему нашей беседы о Святой Троице. Иисус постоянно говорил ученикам, что пришел не от Себя, притчами говорил, открывая в каждой свое сердце. Филипп, находясь с Иисусом на протяжении трех с половиной лет, пропустил самое главное: он не познал Сына Божьего. И Христос, обращаясь уже ко всем ученикам, говорит, что Я был столько времени среди вас, учил вас, показывал мою славу; своей жизнью и служением людям пытался показать вам моего Отца. За это время вы должны были познать Меня, увидеть во Мне Небесного Отца. А ты, Филипп, говоришь, что не знаешь Меня? Где же ты был, Филипп, на протяжении всего этого времени? Неужели глаза твои были закрыты, и ты, видя, не видел, и, слыша, не слышал? Христос наставляет Филиппа на путь истины и убеждает познавать Отца через Себя: «Видевший Меня видел Отца», а также «Я и Отец – одно»…

Вот и сегодня каждому верующему дан Дух Святой, чтобы не пропустить самое важное в познании истины Божьей, открывая сердце свое для Христа, и укрепиться духовно в вере.

— Кстати, когда Иисус сказал слова: «Я и Отец – одно», услышавшие это книжники хотели побить Его камнями…

— Чтобы понять, почему Иисуса Христа камнями хотели побить, надо понимать духовное состояние народа на то время. Дело в том, что истинное богопочитание в Израиле было только внешне. Саддукеи и фарисеи — религиозные лидеры того времени, стараясь исполнить Закон, заменили служение Духу, служению букве. Иисус пришел и учил истине, совершал чудеса, и толпы людей шли за Ним, а фарисеев и саддукеев Он обличал в лицемерии. Зависть и злость взяли верх, и книжники постоянно хотели уловить Христа в чем-то противоречащем Закону Моисея, чтобы побить камнями (потом все же распяли). Господь ссылался на пророков, где четко было указано о рождении Мессии, и если бы их сердца были чисты, они поверили бы Ему. «Я и Отец одно» – указание на то, что Бог един. Иисус явил себя через Отца. Бог Отец творил мир Словом, то есть Иисусом. Сыном мир спасается и Сыном этот мир судиться будет.

— Отец Вадим, некоторые считают, что Дух Святой – это просто некая сила Божья…

— Библия открывает нам, что Святой Дух – это не безликая сила. Читая Писание, мы узнаем, что Он обладает качествами, которые принадлежат только личности — учит, убеждает, руководит делами церкви, помогает и ходатайствует за нас, имеет чувства, испытывает пренебрежение со стороны неверующих людей. Эти действия характеризуют Его как личность, исходящую от Бога.

В человеческом обществе верховная власть сосредоточена в руках одного лица, например, президента или царя. У Бога верховная власть принадлежит всем трем личностям Божества. Хотя Бог существует не в одном лице, Он един в целях, мыслях и характере. Это единство не устраняет особенностей Отца, Сына и Святого Духа. Можно заметить, что между Личностями Божества существует распределение функций. Порядок является первым Законом небес, и действия Бога упорядочены. Бог-Отец действует как источник, Бог-Сын как посредник, а Бог-Дух Святой приводит все в исполнение.

— Если человек заблуждается в вопросе понимания Божественной Троицы, не погибнет ли он?

— Вопрос спасения или гибели человека решает только Бог. Нам не дано судить о вечной участи человека. Решение Божьего суда будет правильным, справедливым и окончательным. Можно обмануть людей, но Бога обмануть невозможно. Он знает не только наши действия, но и все наши намерения, мотивы, желания. Если человек не знал, как правильно служить Богу, потому что не имел возможности узнать, – это одна ситуация. А если он имел возможность и не хотел узнать полной истины – совсем другая. Еще хуже, если человек знает, как служить Богу, но не желает смириться перед Ним. Мы должны прилагать все усилия к тому, чтобы всё, что становится нам известно о том, как служить Богу, применять в ежедневной жизни. И своей жизнью славить Отца, Сына и Святого Духа. Повторюсь, Дух и послан на землю Христом, чтобы во всем помогать жаждущим и ищущим Его.

— Что значат такие красивые слова: где Дух Господень, там – свобода?

— Действительно очень красивые и сильные слова. Где Дух Господень, там свобода! Преподобный Серафим Саровский немного по-другому говорил, но суть одна: «Стяжи Дух Святой, и вокруг тебя спасутся тысячи». Господь Бог принес нам свободу, он источник жизни. Там где Дух Святой, там и сам Бог. А если Бог, то значит и Его проявление – любовь, милосердие, добро. Сам свет – это от Бога. Тьма — отсутствие света, зло — отсутствие добра. Люди, пребывающие во зле, становятся рабами страстей, похоти и греха. Это рабство духовное. А там, где любовь и милосердие, не может быть рабства. Вот так и понимать надо. Благодать Божия Духом обновляет душу человека, очищает его совесть, просвещает разум, укрепляет веру, направляет к добру, согревает сердце любовью к Богу и ближнему, устремляет взоры его к небесному, вселяет желание жить духовными интересами. Свобода в Духе очищает и освящает, приносит такой мир и радость душе человека, что все земные блага и физические удовольствия кажутся жалкими и ничтожными.

— Продолжая эту тему, о чем говорил Иисус, когда вскричал: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей…»?

— Люди, которые хоть когда-то находились в условиях невыносимой жары, понимают, что такое жажда. Христос же говорил о жажде духовной. Иисус – источник воды живой, и всякий, приходящий искренно к этому Источнику, наполняется любовью, все его существо насыщается истиной – такой, как она есть в великом Боге. Жажда мучительна, но Христос способен утолить ее. Душа изголодалась, но Христос ее насытит.

— Отец Вадим, как вера в Пресвятую Троицу повлияла на жизнь людей?

— Чтобы современный человек понял, как влияет вера в Бога на его жизнь, посмотрим, как же ветхозаветные люди верили. Были истинные богопочитатели, одним из которых является Авраам… Однако времена менялись, люди стали терять веру в Единого Бога и поклоняться твари вместо Творца. Появлялись различные культы, которые требовали жертво-приношений и человеческой крови. Культ Ваала у ханаанеев, например. Мерзость идолопоклонства и распущенность были такими, что некоторые народы, живущие рядом, не могли без содрогания на это смотреть. Какое-то время под влияние Ваала попал и израильский народ. Как следствие, наступал Божий суд — серьезное наказание и смерть многих. Затем через суд и пророков еврейский народ возвращался к истинному почитанию Всемогущего…

Мы должны понимать, насколько важна вера в Святую Троицу. Неверие и поклонение идолам приводит к духовной и физической смерти, вера же в Творца человеку дает спасение и облагораживает его жизнь. То общество, в котором мы живем, основано на христианских заповедях. Если человек не верует в Бога, он все равно эти заповеди называет нравственными, ведь везде ценится закон, а если он нарушается, люди несут ответственность за это.

— О чем чаще всего у вас спрашивают прихожане, когда наступают такие большие праздники? Интересуются ли традициями, что можно делать и что нельзя в это время?

— Могу сказать так, традиции праздников существуют, и люди их придерживаются, но они отходят на второй план, когда на первый встают насущные вопросы, как душу свою спасти, как жить праведной жизнью, как угодить Богу. Вот и в праздник Святой Троицы верующие не идут в храм, чтобы просто зеленые веточки посвятить, а идут, чтобы помолиться, наполниться духовной силой, укрепиться в надежде и причаститься. Вот это должно быть основанием христианской жизни.

— Отец Вадим, в преддверии этого великого праздника и уже по сложившейся традиции, что бы вы хотели пожелать читателям «Вечерки»?

— Поздравляю от всего сердца читателей газеты и всех горожан с праздником Святой Троицы. Пусть Господь Бог вселяет в каждое сердце любовь и милосердие, чтобы мы были добрее по отношению друг к другу, чтобы творили добро. Пусть горести и печали рассеются и уступят место миру, радости и покою. Пусть вера в лучшее поселится в каждом доме. Добра вам и благополучия!

Вопрос священнику от читателя “ВМ”:

— На Украине происходят такие ужасные событии: разделение, война, ожесточение, неужели проклята наша земля Богом?

— Сказано в Писании: “Господня земля и что наполняет ее…”, т.е. — наша планета, и вообще вся Вселенная – творение Божье, — поэтому нельзя говорить, проклята Богом. Надо понимать, что мы творцы во многом своей жизни. Когда человек живет без Бога в сердце, он погрязает во зле, ненависти, зависти, он несет самому себе и окружающим погибель, обижает их, становится источником проблем в обществе. Если человек с Богом, он творит дела Божьи. Каждый должен начать с себя, если хочет, чтобы мир изменился в лучшую сторону. Без Бога, без веры это сделать невозможно. Мы хотим жить в хорошем обществе, вот и стараться должны там, где от нас это зависит. Все земное временно, что-то приходит, что-то уходит, а Любовь Христова – вечна. Нам надо укореняться в любви Его, тогда в любой стране будет порядок.

Беседу вела Ольга БАНДУРКА.



Ссылки на официальные сайты: