Согревать сердца и просвещать умы – задача библиотекаря Валентины Филенко

Пройти по улице, чтобы кто-нибудь ее не окликнул, не улыбнулся, не поздоровался, библиотекарю СШ № 4 Валентине Филенко редко когда удается. И это не удивительно, ведь в этом году исполняется ровно сорок лет с того дня, как, поддавшись уговорам тогдашнего директора школы Семена Высоковского, Валентина Михайловна в 1979 году пришла в библиотеку этого учебного заведения.


К тому времени Валентина была уже дипломированным специалистом – закончила Белгородское культпросветучилище.

Многие считают профессию библиотекаря в школе не такой значимой, как учитель или воспитатель. Кто-то приходит, чтобы «пересидеть» в библиотеке некоторое время и даже стесняются говорить, где работают, считая, что это место для неудачников. Но Валентина Михайловна, конечно же, так не думает. Она считает свою профессию очень важной, даже незаменимой.

— Кто такой школьный библиотекарь? – задает она вопрос себе самой и тут же на него отвечает. — Конечно, работник библиотеки. А ещё педагог, психолог, лекарь… Педагог – потому что каждый день проводишь с детьми, и ты для них – объект подражания. Психолог – потому что дети приходят к тебе не только за книгами, но и за поддержкой, утешением или поделиться радостью, и ты должен сопережить проблемы маленького человека, которые в нежном возрасте не бывают мелкими. Лекарь – потому что ещё первые библиотеки в истории человечества нередко называли «аптеками для души», а библиотекари и целители священнодействовали под одной крышей. Кроме того, в основе и педагогики, и психологии, и врачевания лежит индивидуальный подход, и тебе необходимо найти для каждого ребёнка нужное слово и нужную книгу, – только для него одного. В России ведь профессия так и называется «библиотекарь – педагог». Надеюсь, что и мы придем к этому.

Валентина Михайловна так любит свою профессию, что готова говорить о ней еще и еще.
– Школьный библиотекарь – неутомимый кладоискатель. Анна Ахматова чутко уловила, что «…каждый читатель как тайна, как в землю закопанный клад». И нужно разгадать эту тайну, «раскопать» всё лучшее, что есть в юном человеке, и при этом не допустить «врачебной, библиотечной» ошибки, — рассказывает наша героиня.

— Библиотека у нас в школе никогда не бывает закрытой, в ней всегда многолюдно. Как я могу куда-то уйти, а вдруг кому-то книга срочно понадобится? Бывает, что ребенок забыл дома какой-то учебник, а он на уроке непременно нужен или повторить что-то требуется, — заключает Валентина Михайловна.

Обязанностей у школьного библиотекаря очень много, гораздо больше, чем в других библиотеках. Ведь существенную часть книжного фонда составляют учебники, которые нужно принять на ответственное хранение, выдать перед началом учебного года и собрать по его окончании. При этом проверить состояние каждой учебной книги, ведь цена одного учебника, особенно российского, колеблется от пятисот до полутора тысяч рублей. Работа это тяжелая даже физически, библиотекарю приходится в эти дни переносить тонны книг. При этом сейчас по штату в школе предусмотрен только один библиотекарь.

Обязанности библиотечного работника весьма обширны. Согласно должностной инструкции, он составляет каталоги, картотеки, указатели, тематические списки и обзоры литературы; обслуживает учащихся и работников школы на абонементе, организует и проводит связанную с этим информационную работу (выставки, витрины и другие мероприятия по пропаганде книги), осуществляет подбор литературы по заявкам читателей; ведет учет работы библиотеки и представляет установленную отчетность; принимает книжные фонды на ответственное хранение по акту и разовым документам и ведет соответствующий учет, участвует в инвентаризации книжных фондов, списании устаревшей и ветхой литературы по установленным правилам и нормам; принимает меры к обеспечению библиотеки необходимым оборудованием; организует читательские конференции, литературные вечера и другие массовые мероприятия.
Это далеко не полный перечень того, что входит в обязанности школьного библиотекаря.
Рабочий день Валентины Михайловны начинается с пересчета формуляров – чтобы подсчитать, сколько читателей было обслужено накануне и занести данные в тетради учета. Затем подбирает книги, которые кто-то заказал в предыдущий день – за время перемен сделать это и выдать экземпляр сразу не всегда удается.

Масса времени в последние годы уходит на подготовку презентаций и конкурсов, которых сейчас очень много. Подспорьем являются компьютеры, которые с помощью родителей удалось приобрести для библиотеки. Вначале Валентина Михайловна была их противницей.

— Взял ребенок книгу в руки, — говорит она, — посмотрел, полистал, понюхал даже – работают мозги, а главное – душа. Но…Нужно идти в ногу со временем.

Каждые пять лет библиотекарь, как и педагоги, проходит аттестацию. Валентина Филенко – уже давно ведущий библиотекарь, что соответствует высшей категории у педагогов. За ее плечами Донецкий институт социального образования, который она закончила по специальности «библиотекарь – библиограф». Могла бы получить специальность преподавателя, но о другой профессии даже не мечтает. Единственное, что досаждает нашей героине, — это участившиеся в последнее время проверки, которые отнимают много времени и сил.

— Но что делать? – философски рассуждает Валентина Михайловна. – Книги дорогие – значит, нужен контроль.

Согревать сердца и просвещать умы – именно таково призвание школьного библиотекаря, по мнению нашей героини, и именно в такой последовательности.
Этому призванию Валентина Филенко соответствует в полной мере.