Здесь рождается музыка, от которой так хочется жить

Мир театра полон волшебства. И одно из таких чудес — музыка. Ведь если музыка со спектаклем, как говорится, на одной волне — подобрана, написана и исполнена профессио-нально, то она в прямом смысле слова становится невидимым персонажем, четвертым измерением, на своем языке отображающим эмоции героев и суть происходящего на сцене.
Нашему Донецкому республиканскому академическому ТЮЗу в этом смысле есть чем гордиться. У театра — свой оркестр, и в следующем году ему исполнится 25 лет. Все это время музыканты дарят спектаклям для взрослых и детей неповторимые «голоса», звучащие потом в зрительских сердцах долгие годы.


Театр обрел «голос»

Если кто-то не знает, макеевский ТЮЗ всегда считался уникальным. Среди ориентированных на детскую аудиторию он единственный в Украине, находящийся не в областном центре и к тому же имеющий собственный оркестр.

Бессменный дирижер, композитор и аранжировщик всего репертуара оркестра — Сурен Арутюнянц. Сотрудничает Сурен Гургенович с нашим театром c далеких 70-х в качестве аранжировщика и композитора. Для создания оркестра в 1995 году его пригласил тогдашний директор театра Николай Терентьев. Николая Николаевича покорили высочайший профессионализм Сурена Гургеновича (от ред. — только представьте: уже в пять лет он был лауреатом областного фестиваля в составе оркестра Дома пионеров), его талант и огромная любовь к музыке.

На дворе — лихие 90-е. В то время, как повсеместно другие оркестры распадались, макеевский театр, времени наперекор, взялся решать свою задачу — создавать. И, как вы понимаете, создавать фактически с нуля.

— Мы открыли забитую оркестровую яму, в которой кроме плесени и дырок в полу не было ничего, начали искать стулья, сколачивать пюпитры. Инструментов не было никаких, из аппаратуры — один бытовой усилитель с колонкой. Серьезнейшая проблема была и с кадрами, и с репертуаром, и с комнатой для репетиций, — вспоминает Сурен Гургенович. — Задержка зарплаты временами достигала шести месяцев!

Казалось бы, задача стояла перед театром практически невыполнимая. Но ведь правду говорят, что нет ничего невозможного для тех, у кого есть мечта. Людям трудолюбивым и окрыленным желанием творить на радость другим, кажется, помогает сама жизнь. Вот и за сравнительно короткое время штат тюзовского оркестра в целом оформился, и для музыкантов наконец настало время творчества: написания произведений, создания аранжировок, репетиции. Только вдумайтесь: за первые 3,5 года театр подарил зрителям аж 16 оркестровых премьер! Так театр обрел «голос», музыка триумфально вышла на сцену и с тех пор больше ее не покидала.

О династиях и альте из «красной книги»

Сегодня в оркестре (с совместителями) работают 13 музыкантов. Разного возраста, с разными характерами, привычками, мечтами и внутренним миром… Но после взмаха дирижерской палочки Сурена Гургеновича они вмиг становятся единым целым — театральным оркестром, в звонком многоголосии которого тем не менее открывается красота звучания каждого музыкального инструмента и поет душа каждого исполнителя.
Концертмейстер и первая скрипка Эльвира Тютюнник в оркестре с 1996 года. Вдохновение, которое она черпает в театральных буднях, созвучно с ее вдохновением, как педагога: Эльвира Марленовна преподает в музыкальной школе № 1, возглавляет отдел струнно-смычковых инструментов.

— Да, в 90-е было трудно: зарплаты мизерные, зимой приходилось репетировать в перчатках, потому что в помещении было холодно, — вспоминает наша собеседница. — Но мы все пережили, и смотрите, какие чудесные появились спектакли! Из самых моих любимых – «Трехгрошовая опера», «Снежная королева», «Американ-ская комедия», «Территория страха», «Маленький принц».

По стопам Эльвиры Марленовны пошел сын Артур, он тоже играет на скрипке в оркестре. Традицию своей семьи продолжает и скрипачка Инна Самойлова. В оркестре работала ее старшая сестра. Инна — дончанка и запросто могла бы выбрать место работы поближе к дому. Но с 2002 года, когда она влилась в коллектив, такой мысли у нее не возникало в принципе.

— У нас очень теплая атмосфера. От работы получаешь столько удовольствия, что, можно сказать, это не работа, а хобби, — говорит девушка.

Профессию еще одного дончанина — Владимира Остенного — по музыкальным меркам можно занести в «красную книгу». Владимир — альтист, он успел поиграть в оркестрах и ансамблях разных городов и даже стран, но остановил свой выбор на Макеевке. Потому что здесь есть почва для творческого роста.

— У нас в оркестре много представителей старой советской школы. По качеству их знания не сравнить с теми, что получают сейчас. Поэтому играть с более опытными музыкантами всегда интересно и полезно: учишься тому, чего больше нигде не узнаешь. Отдельно хочу сказать о нашем руководителе. Сурен Гургенович — великолепный композитор, автор многих ярких проектов. Он тонко чувствует все, что происходит в мире музыки, знает все тенденции. Работать под началом такого профессионала — удовольствие.

Творчество под иным углом

Саксофонистка Алина Матвиенко в театре с января этого года. Пока ей удалось поучаствовать в создании музыки лишь к одной постановке — «Сказке, в которой кое-что случится». Концерт «Когда поет душа» будет для Алины и новым ярким впечатлением, и еще одним проектом, в котором можно будет продемонстрировать слушателям красоту голоса своего музыкального инструмента.

— В коллективе я новенькая, но, несмотря на это, мне тут очень комфортно, — поделилась девушка. — Атмосфера дружеская, доброжелательная, все поддерживают, помогают разобраться, если что-то не- понятно.

Игорь Кульбида — профессиональный музыкант, служил в военном оркестре. Звонкий тембр его трубы можно услышать в каждом спектакле, который идет в сопровождении оркестра. Как, впрочем, и голос гитары Михаила Никитина, который в команде оркестра ТЮЗа с 1996 года.

Бас-гитарист Дмитрий Пахомов в молодежных кругах личность узнаваемая. Он играет в известной донецкой группе «АРRIL», а работа в театральном оркестре позволяет этому перспективному молодому музыканту взглянуть на любимое дело немного под иным углом.

— На бас-гитаре играют преимущественно джаз, рок, поэтому ту музыку, которую я исполняю в спектаклях на своем инструменте, вряд ли получится сыграть где-то еще, — поясняет Дмитрий. — На самом деле это крутой опыт. Плюс играть авторскую музыку всегда приятно, особенно если она трогает тебя.

— За 20 с лишим лет в оркестре я состоялся как музыкант, — признается Александр Александренков, который играет на ударных. — Обстановку, в которой всем нам хочется расти профессионально, создает в первую очередь руководитель. Он музыкант высшего класса, опытнейший дирижер и просто хороший человек.

У выпускника Киевской консерватории Федора Салахадинова обе грани профессиональной жизни объединяет работа с детьми. Федор Константинович — преподаватель по классу духовых инструментов в музыкальной школе № 1, а в оркестре играет на кларнете.

— Приятно видеть в зрительном зале своих учеников, — говорит Федор Константинович. — Уверен, что возможность для детей прийти в театр и послушать там качественную музыку — бесценна. В такой атмосфере они учатся видеть красоту, развиваются духовно, становятся богаче в культурном плане. Здорово, что наш оркестр имеет к этому самое прямое отношение.

О чем мечтает маэстро?

Как вы уже поняли, сердце этого дружного коллектива и его вечный двигатель идей — это дирижер Сурен Арутюнянц. Сурен Гургенович — автор оригинальной музыки к полутора десяткам спектаклей и для еще четырех десятков он создал оригинальное музыкальное оформление. В их числе работы, отмеченные высшими наградами на различных театральных фестивалях. К тому же маэстро продолжает играть в оркестре на клавишных.
Как человек скромный, Сурен Гургенович не любит говорить о себе. Наше внимание он все время переключал на оркестр и музыкантов, о каждом из которых, кажется, был готов говорить бесконечно.

— Театру престижно иметь свой оркестр, — не скрывает наш собеседник. — Это, в первую очередь, расширяет возможности режиссеров. Они могут выбрать для постановки любой спектакль, не ограничивая свою фантазию, зная, что музыкальная часть будет выполнена качественно и в полном соответствии с их творческим виденьем. Мечтаю, чтобы в нашем оркестре прибавилось еще инструменталистов. Мы потенциально готовы выйти на новый, более высокий исполнительский уровень. Хотелось бы в единственном профессиональном оркестре Макеевки иметь такие популярные инструменты, как виолончель, тромбон, гобой, валторну, расширить струнную группу. Еще есть задумка, чтобы музыкальные программы, подобные концертам «Nostalgie» и «Когда поет душа», множились и входили в репертуар нашего театра на постоянной основе. Также планируем создать открытую группу Вконтакте «Оркестр Донецкого ТЮЗа». В ней мы намечаем осветить страницы истории создания музыкального коллектива, его нынешние планы и помыслы, программы и спектакли с участием оркестра, рассказать об оркестрантах и обо всем, что будет интересно участникам группы. Планируем размещать фото- и видеоматериалы, новости оркестровой музыки.

7 и 9 марта оркестр подарит слушателям концертную программу «Когда поет душа». Гости не только услышат любимые мелодии из кино, но и увидят всех музыкантов оркестра, в обычной жизни находящихся «за кадром». А поскольку пройдут программы в праздничные дни, Сурен Гургенович не мог не передать через «вечерковцев» поздравления с 8 Марта всей прекрасной половине Макеевки:

— Милые, нежные, очаровательные женщины, с праздником весны, красоты и любви! Желаю вам, прежде всего, крепчайшего здоровья, мира и согласия – это очень важно для нашего региона. Чтобы у каждой женщины рядом было надежное сильное мужское плечо, на которое всегда — в печали и радости — можно опереться. Пусть каждая представительница прекрасного пола обретет настоящее женское счастье, душевный покой и благополучие в семье! Удачи вам в исполнении вашего прекрасного предназначения в жизни!

Ольга Зайцева. Фото из архива «ВМ» и театра юного зрителя.