Бронепоезд — легендарный боец Великой Отечественной

Мы продолжаем рассказывать об интересных главах исторической летописи Великой Отечественной войны. Сегодня в фокусе нашего внимания – бронепоезда, которые сыграли определенную роль в событиях минувшего. Подробнее об этом узнаем из уст нашего постоянного читателя, руководителя Донецкого военно-исторического клуба Станислава Коробкова.

Принято считать, что бронепоезда (БП) являлись неотъемлемой частью гражданской войны. Однако, увы, мало известно, что они сыграли определенную роль и в событиях Великой Отечественной войны, особенно в ее начальный период.

Строились БП и в Донбассе; с приближением фронта, в июле-августе 1941-го, на предприятиях края стали экстренно сооружаться бронепоезда. Все, что надо было для строительства, было под рукой.

Уже в сентябре 41-го ударными темпами построили около 2-х десятков БП. Сооружали их рабочие и инженерно-технические работники разных специальностей: металлурги, железнодорожники и машиностроители. В основном поезда строились в городах Сталино, Ясиноватая, Красный Лиман, Славянск, Ворошиловоград, Попасная, Мариуполь, Волноваха, Дебальцево, Енакиево, Мушкетово, в их числе значилась и Макеевка.

Причем на крупных предприятиях, таких как Мариупольский металлургический завод им. Ильича – быстро освоили полный цикл постройки БП. В основном за этот процесс отвечали работники железнодорожного цеха. Это были женщины–сверловщицы, клепальщицы.
Труд был очень тяжелый даже для мужчин. Броневые листы крепились к паровозу и вагонам только заклепками. Одна такая деталь – крышка буксы из бронелиста в 65 мм весила более 100 кг, и нужны были 4 человека, чтобы ее поставить.

Когда 1-й БП собирали в Мариуполе, то из-за новизны трудового процесса провозились с ним довольно долго. Затем работа наладилась, и мариупольцы выпускали по 1-му БП в неделю! Работали по 12 часов – и днем, и ночью, без выходных. В других ж/дорожных депо, где не было таких возможностей, действовали иным способом. Спецпоездами с металлургических заводов доставляли броневую сталь, а из Горловки – кислород. На местах производили отбор паровозов, годных для бронировки (с наименьшим износом – в основном использовали паровозы ОВ). Срочно укомплектовывали бригады слесарей и сварщиков. Для ускорения работ четко разделяли сферы ответственности. Так, в Краснолиманском депо производили бронировку площадок. А в Дебальцево и Попасной «одевали» в броню паровозы (БП). Также, как правило, личный состав БП укомплектовывали преимущественно железнодорожниками и рабочими заводов. «Крепости на колесах» отправлялись из Донбасса на различные участки фронта. Например, в октябре 1941-го один из них отправили под Москву.

Дебальцевский БП, где старшим машинистом был Федор Пилипенко, отличился в осенних боях на подступах к Харькову, за что получил орден Красной Звезды. А один из мариупольских БП воевал под Сталинградом.

Что касается непосредственно Донбасса, то впервые БП отметились в боях за Попасную.
Утром 16 ноября 1941 немцы ворвались в Попасную со стороны села Триполье. Бой завязался как в самом городе, так и на железнодорожном узле. На этом участке фронта на тот момент действовали БП №6 и №11, которые держали оборону в районе Натальевки и на 14-м километре у станции Роты.
Советское командование решило подтянуть БП в район ж/д вокзала. Поезда буквально ворвались на станцию и под огнем орудий и пулеметов прикрывали эвакуацию оставшихся здесь эшелонов с материальными ценностями.

Благодаря этому эшелоны могли беспрепятственно уходить на Марьянку. С поставленной задачей БП справился — ни один эшелон не достался врагу.

Интересен боевой путь БП «Красный профинтерн». Достроить на Брянском заводе его не успели – вражеские танки уже прорвались в город. И тогда в августе 41-го бронеплощадки, броневые листы и вся материальная часть, предназначенная для БП, были погружены на ж/д платформы и отправлены в Ворошиловоград (ныне – Луганск) на завод имени Октябрьской Революции.
Заводское руководство старалось как можно быстрее обеспечить досрочный выпуск БП. Решало вопросы материально-технического снабжения, технологии сборки.

На фронте обстановка становилась все хуже. На сборке БП отличились электросварщики Коновалов и Школа, сборщики Кожухарь, Супрун, Костин, Шепелев, Кучеров, монтажники электрического оборудования телефонной связи и радиостанции Ланцов и Голдованский, Дорошенко и многие другие.

Пока собирали БП, была сформирована команда, которая углубленно изучала военное дело. А уже в начале октября бронепоезд был направлен в распоряжение Южного фронта и вышел на боевые позиции на участках Родаково-Дебальцево, Дебальцево-Чернухино и Дебальцево-Боржниковка-Алмазная.

В свой первый бой этот БП вступил в районе станции Дебальцево – Сортировочная, прорвался за линию фронта и начал «давать жизни» фрицам в направлении Алмазная-Дебальцево-Депрерадовка.

Немцы были ошеломлены действиями смельчаков. Но, к сожалению, успех был кратковременным, фрицы подорвали ж/д пути в тылу БП. По сути, бронепоезд попал в окружение. Но группа бойцов под руководством путевого мастера Пузакова под немецким огнем устранила повреждения. Поэтому ввиду сложившейся обстановки БП пришлось вернуться из немецкого тыла назад, на свою базу.

Позже легендарный БП поступил в распоряжение командующего 18-й армией и некоторое время действовал в районе станции Заповедная, прикрывая своими орудиями ж/д магистраль Ростов-Москва. В конце ноября 1941-го он попал под массированный удар немецкой авиации. 2 немецких пикировщика «Юнкерс 87» были сбиты огнем ПВО БП. Но повреждения на нем самом оказались настолько серьезными, что БП пришлось отправить в Ворошиловоград на ремонт. Получив после капремонта новую броню, он продолжал действовать совместно с полевой артиллерией 261-й стрелковой дивизии 12-ой армии на участке Голубовка-Попасная.

И это только несколько эпизодов с участием БП в начальный период ВОВ.

К сожалению, информации по действиям бронепоездов в Великую Отечественную войну крайне мало. Быть может, со временем наши историки в архивах найдут
документы, проливающие свет на эти события.